Влад Троицкий: Для Запада Украина держится на трех китах - война, Чернобыль и коррупция
О создании новых центров современного искусства Украины, "эпохе "ГогольFest ", политике финансирования отечественной культуры и о том, как фестивали объединяют страну, "ДС" поговорила с режиссером Владом Троицким.
"ДС" Этот год стал для ваших проектов и для вас лично очень успешным: World Theatre Now внесли оперу IYOV, которую вы создали вместе с композиторами Романом Григоривым и Ильей Разумейко, в перечень лучших 10 опер современности, а "ГогольFest" уверенно ездит по украинским регионам и стал одним из пяти наиболее влиятельных фестивалей современного искусства Европы. После этого в Украине для вас что-то изменилось?
В.Т. Совершенно ничего не поменялось. Был хайп коллективной гордости по поводу этих достижений, но финансирования нам это не прибавило. Мы, как и всегда, находим пути продвижения самостоятельно: во многих украинских городах делается "ГогольFest", "ДАХ" и NOVA OPERA ездят со спектаклями и концертами по ключевым столицам современного искусства - Нью-Йорк, Берлин, Париж, Копенгаген. Западные критики очень высоко оценивают то, что мы делаем. С одной стороны, жаловаться вроде бы и не на что, а с другой - понимаешь, что, несмотря на всю твою работу, даже в Киеве нет ни одного пространства нового искусства, которое ассоциировалось бы с современной Украиной.
"ДС" Но есть ведь, например, такие выставочные залы, как "М17".
В.Т. Давайте честно: это сравнительно маленькое и не слишком влиятельное пространство. Насколько посещаемы выставки "М17"? Много ли посетителей собрали экспозиции беспредметного искусства? Безусловно, "М17" делает интересные проекты, но когда это только визуальное искусство, то исключительно на "ценности искусства самого по себе" ничего держаться не будет. Кроме того, обязательно нужен хайп. Так, например, поступал PinchukArtCentre, когда привозил выставки Дэмьена Херста и Яна Фабра, но сейчас они уже сменили свою политику. Поэтому большинство выставок современного искусства в Украине происходит как бы за линией горизонта, который публика уже слабо улавливает. Пространство, куда ты приходишь, должно давать чувство сообщества, а не ощущение, что ты всего лишь часть случайно зашедших, ситуативных зрителей. И таких пространств в Украине нет. А именно на это нужно в первую очередь работать.
"ДС" Гастроли "ГогольFest" по украинским городам - это ваш способ создания такого сообщества?
В.Т. Мы продолжаем разворачивать идею с "ГогольFest" далеко за пределами Украины. В следующем году будет уже семь фестивалей, кроме украинских городов, еще и в Германии, Венгрии и Польше. Пока не началась война мы делали такие "ГогольFest" на выезде" в Санкт-Петербурге, Москве и Перми. 10 лет этот фестиваль жил в Киеве, и только сейчас он начал ездить по стране.
"ДС" Сейчас "ГогольFest" в Мариуполе, Виннице и Днепре выглядит как мигрирующая по Украине модель культуры, некогда возникшая в Киеве. Уже второй год фестиваль не существует в столице и, видимо, несколько поменял свою первоначальную направленность. Что такое "ГогольFest" для Украины сейчас?
В.Т. По сути, это единственный проект в Украине, который по-настоящему занимается соборностью страны. Вот, например, в следующем году "ГогольFest" растянется от Мариуполя до Ужгорода. Мы вдруг все выяснили, что не знаем, что такое Украина. Спросите себя, что происходит в Чернигове, Сумах, Хмельницком или Ровно? Готов поспорить, у вас даже идей никаких не будет. У меня, к слову, тоже. Фактически у нас нет страны. Страны как системного и целостного понимания того, кем мы являемся здесь и сейчас. Вот какие у вас возникают ассоциации со словом "Украина"? Или даже так: как бы вы сейчас представили Украину иностранному деловому партнеру?
"ДС" Я бы срисовала идеалистическую ситуацию, в которой мы удачно возвращаем отечественную историю авангарда, переживаем бум открытия галерей и пытаемся создать самостоятельный нарратив современного украинского искусства. Взять того же Бориса Михайлова в PinchukArtCentre или выход книги "Перманентная революция" Алисы Ложкиной.
В.Т. Ну, Михайлов условный украинец. Когда смотришь на его работы, последнее, что ты видишь - это Украину. Многие ли назовут этот же список явлений с уверенностью, что это общее достояние для всех?
"ДС" Не думаю.
В.Т. Вот и ответ.
"ДС" Когда вы представляете свои работы на Западе, то их ассоциируют в первую очередь с вами или все же Украиной? Думают ли, что такие спектакли - норма для Украины? Нам бы, конечно, выгоднее, чтобы думали...
В.Т. Их ассоциируют в равной степени и со мной, и с Украиной, но проблема в том, что так как Украины на культурной карте мира все еще нет, они понятия не имеют, что для нас может быть нормой. Для западного рынка Украина держится на трех главных информационных китах: война, Чернобыль и коррупция. Вне этого Украины нет. Мы даже сами для себя не можем предъявить "список для гордости", который будет общим для всех. Это прямое последствие отсутствия внятной гуманитарной политики с начала независимости. Кроме топорных задвигов националистических идей, конечно. А именно это вместо объединения страны вызывало только разъединение.
"ДС" Но ситуация же сейчас несколько меняется. Возник Украинский институт, тот же Украинский культурный фонд.
В.Т. Украинский институт занимается формированием и представлением образа Украины за рубежом. Но то, что этот институт может представить, - не так много на самом деле. А УКФ - это, безусловно, прорыв. Но в этом году отбор не прошел ни абсолютно феноменальный для Украины MozArt, ни ODESSA CLASSICS, ни даже Одесский международный кинофестиваль! И когда смотришь на эту ситуацию, совершенно естественно возникает вопрос по поводу критериев отбора проектов. Понятно, что это совершенно новая для нас практика и что критерии так быстро не вырабатываются. Мы привыкли к превалированию государственной культуры, которая на 95% реакционна. Именно что не консервативна, а реакционна. И, поверьте, она будет защищать свой феодальный мирок.
"ДС" Самый главный вопрос в этом случае - как оценивать культуру и искусство на предмет необходимости их финансирования.
В.Т. Украина в этом вопросе безумно алогична. Вдумайтесь: эта страна выделяет 500 млн из бюджета на Национальную киевскую оперу, о деятельности которой лучше лишний раз не вспоминать, а 54 млн - на хор им. Веревки. Какой образ Украины они создают? Почему государство за это платит? Бюджет - это ведь не абстрактная субстанция, а вполне конкретная. Во всех этих громадных организациях работают невразумительно большие коллективы: 600 человек штата в Театре им. Франко, 1200 - в Национальной опере, и все эти тысячи искренне уверены, что кто-кто, а они занимаются "высоким" искусством и государство должно это поддерживать. Тем более -заполняемость не менее 75% на всех спектаклях. Значит, людям это нужно, ведь какое-то условное действие происходит: балерины что-то танцуют, оркестр что-то играет, люди куда-то ходят.
"ДС" "Мы существуем потому, что мы выдаем справки"
В.Т. Именно. А то, что они, в лучшем случае делают одну-две премьеры в год - это особо никого не волнует. Хотя среднее количество премьер приличного оперного театра - восемь-десять. И только попробуй затронуть этот проржавевший механизм государственной культуры, на тебя выльется такое количество грязи, что из этого потом не выберешься. Поэтому моя главная задача - создавать независимую инфраструктуру для нового искусства. И это искусство уже будет сосуществовать параллельно с государственным, занимая свои площадки и имея свое пространство для выражения. Независимый культурный сектор - это пока единственное место в стране, где еще что-то происходит, где еще можно проявить что-то живое. NOVA OPERA, MozArt, ODESSA CLASSICS - это точки сборки новой культуры, своеобразные места силы. Им достаточно дать минимальный бюджет и поддержку, чтобы вокруг них образовались новые явления и начали объединяться люди. Ты запускаешь идею и механизм начинает работать - такая модель уже сработала с "ГогольFest" во многих украинских городах. Тебе лишь остается это модерировать. И через два-три года, когда "накопится мышца", можно задать вопрос: а может, пересмотрим модель финансирования? Давайте сравним уровень достижений. С нашей стороны - создание оперы, которая вошла в десятку лучших опер мира, и "ГогольFest", как одного из лучших фестивалей современного искусства Европы, а что сделали вы?
"ДС" Звучит оптимистично.
В.Т. Черт с ним, пенять на то, что мир плох. Это бессмысленно, его надо делать. Следующий этап работы - создание сети культурных мультидисциплинарных центров, связанных с разными видами искусств.
"ДС" В какой форме они должны существовать?
В.Т. Мы уже начали реконструкцию в Мариуполе в ДК "Молодежный", в отеле "Континенталь", провели также переговоры в Днепре, Одессе, Виннице, Ровно. Подобного формата центры существуют во Львове и Ивано-Франковске, они находятся на муниципальных бюджетах, и это огромный плюс, потому что они не ждут подачек от "центра" и проявляют амбиции сделать крутой центр именно у себя в городе. Это такой феномен Гуггенхайма в Бильбао, представьте: маленький провинциальный городок стал вторым по посещаемости после Барселоны в Испании. Только потому, что там был построен музей современного искусства, на который мер истратил половину городского бюджета. До этого единственный прецедент активного развития этого города был разве что в Средневековье. И это запустило невероятное развитие всего города, как по принципу домино.
"ДС" Как будут выглядеть эти центры?
В.Т. Это некое объединение галерей, мастерских для художников, театральных и музыкальных лабораторий, концертных залов. Все в одном: обучение искусству, его презентация и продажа. Но есть и трудность, поскольку эти центры планируются в маленьких городках. Очень сложно целый год держать наполненную и яркую программу, постоянно заполнять пространство новыми образами и идеями в условиях, когда до этого город никогда культурно активным не был.
"ДС" Тогда возникнет проблема, с которой столкнулся, например, Луцкий музей современного искусства. Они заполнили залы украинским искусством, сделали хорошее пространство, но посетителей не так уж и много, "эффект Бильбао" в этом случае просто не сработал.
В.Т. Потому что одного изобразительного искусства мало. Мы совсем недавно делали в Виннице арт-сквот. Но так как "ГогольFest" - это всегда о мультидисциплинарности, даже изобразительное искусство все посетители воспринимали как составляющую единого культурного поля, без дележа на жанры, именно поэтому за один день этот сквот посетили больше тысячи людей. Какая киевская галерея могла бы таким количеством похвастаться?