Учиться осталось недолго
Учеба длиною в жизнь
Период обучения становится все длиннее. И дело даже не в том, что молодежи приходится усваивать все больший объем знаний, накапливаемых человечеством. Главная причина - тотальное старение населения Земли. Уже через 10 лет возраст каждого пятого жителя Западной Европы и каждого шестого Северной Америки будет превышать 65 лет. Чтобы снизить нагрузку на пенсионный фонд, развитые страны повышают планку выхода на заслуженный отдых: в большинстве европейских стран он уже достиг 65 лет. По данным Евростата, с 2004 по 2014 гг. занятость специалистов в возрасте 55-59 лет выросла на 11% (с 50 до 61%), в возрасте 60-64 года - на 8% (с 23 до 31%). В Дании, к примеру, продолжают работать 6,2% людей старше 65 лет (рост на 4% за десять лет), а старше 70 лет - 3%, это беспрецедентный показатель в ЕС.
В США экономически активными остаются 20% мужчин и 12% женщин из возрастной группы старше 70. Но такой подход к решению проблемы породил новую - ограниченность предложений на рынке труда для молодежи. Как утверждает Eurostat, "в июне 2014 г. 5,129 млн молодых людей в ЕС (до 25 лет) числились безработными, из них 3,319 млн - жители Еврозоны" или 22 и 23,1% соответственно. И причина тому не только мировой кризис, но и увеличение трудового стажа старшего поколения.
"Главная опасность состоит в том, что те, кто в свои 25 не имеет работы, в течение следующих пяти лет вряд ли ее найдут: карьерные шансы падают, знания теряются, зарплата становится ниже, условия труда хуже", - говорит экономист
Тратить время на получение знаний людям не будет никакого смысла. "Умные" нанороботы будут проникать в головной мозг через капилляры и непосредственно взаимодействовать
с человеческими нейронами
Международной организации труда (ILO) Эккехард Эрнст. По данным Еврокомиссии, безработица среди молодежи ежегодно обходится Европейскому Союзу в 150 млрд евро, или в 1,2% общеевропейского ВВП.
Единственное предложенное решение проблемы - тотальное увеличение срока обучения. По прогнозам Международной организации труда, к 2060 г. в Европе общая продолжительность образования составит 20 лет (среднее плюс высшее), в США - 25 лет. Причем специальные государственные программы будут стимулировать не только получение второго высшего образования для молодежи, но и обучение "для тех, кому за 30" - так называемая концепция непрерывного обучения (Lifelong Learning).
Эксперт по безработице среди молодежи при ОБСЕ Анне Соннет считает, что будущее за дуальной системой образования, когда молодые люди по выбранной профессии получают знания в двух учреждениях. С одной стороны, это профессиональная школа или вуз, с другой - обучающее предприятие. Причем практическая (производственная) часть составляет примерно 2/3 времени обучения. Дуальная система успешно практикуется в Германии, Австрии и в Швейцарии, где уровень молодежной безработицы не превышает 8%. Во время обучения студенты получают за свой труд на предприятии зарплату, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры "под заказ", тем более что государство финансово поддерживает такие программы. Новые стимулы появляются и у вузов, например система Singularity University, основанная NASA и Google: университет получает 1% в каждом бизнесе, который создан его студентами. Таким образом вуз становится крупным держателем пакетов акций. Следовательно, может себе позволить не брать плату за обучение, а инвестировать в студентов, разделяя с ними риски.
Облачные знания
Физическое разрастание университетов имеет свои пределы. Тысячи вузов вынуждены строить дополнительные кампусы, целые университетские городки, что обходится слишком дорого. Оптимальное решение - обучение онлайн. Футорологи и представители ведущих мировых вузов сходятся во мнении, что образование будущего - онлайн и облачные технологии. Причем полный переход на них осуществится уже в ближайшие 10 лет.
Уже существуют бесплатные университетские курсы MOOC (Massive open online course), которые могут пройти онлайн все желающие. В США их предлагают университеты, принадлежащие к Лиге плюща - Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд и Массачусетс. Сейчас на этих образовательных ресурсах зарегистрировано порядка 10 млн студентов. На самой популярной на сегодня программе Coursera, учрежденной в Стэнфордском университете, преподают не только местные профессора, но и специалисты из Принстона, Калифорнийского и Колумбийского университетов. Студентам на выбор предлагаются более 450 курсов по разным дисциплинам. EdX, Coursera, Udacity - самые популярные на сегодня проекты MOOC, но есть не менее эффективные - Khan Academy, Canvas Network и др.
В основе MOOC - видеолекции, которые можно обсудить с другими студентами в чате, который имеется на всех онлайн-платформах, причем в дискуссиях участвуют и сами лекторы. Система фиксирует отклик студентов - по результатам наполнение и продолжительность лекции меняется, более детально объясняются наиболее сложные моменты.
После успешного прохождения тестов и сдачи экзаменов студенты получают сертификат. "С каждым днем все более очевидно, что ныне действующая образовательная структура доживает последние дни. Онлайн-обучение не только гарантирует получение полноценных знаний, но и позволяет существенно сэкономить как вузам, так и студентам. Первые не будут арендовать здания, закупать мебель и оборудование, платить преподавателям: вместо того чтобы оплачивать профессору чтение одних и тех же лекций из года в год, можно просто отправить студентов посмотреть видеоурок. Вторые не будут вкладывать тысячи долларов в образование", - говорит президент Стэнфордского университета Джон Хеннеси. Сейчас год обучения по традиционной системе в Гарварде стоит $42,3 тыс., Массачусетском институте - порядка $42 тыс., Калифорнийском - $36 тыс., Стэнфордском - почти $58 тыс.
Создатель EdX Анант Агарвал рассказывает, что уже сейчас крупные мировые корпорации финансируют MOOC в обмен на контакты талантливых студентов. В перспективе вузы будут зарабатывать на дополнительных сервисах: обычные курсы бесплатные, а за эксклюзивные лекции известных профессоров нужно платить, будут платными дипломы, сдача экзаменов и пр. По данным экспертов Гарварда, рынок высшего и среднего облачного образования уже к 2017 г. вырастет на 23% и станет самым перспективным сегментом интеллектуальной индустрии, оцениваемой в $4,4 трлн.
Эпоха интеллектуальных киборгов
Все перемены в традиционной системе образования актуальны до тех пор, пока в результате технологической революции большинство профессий не освоят роботы. Рэй Курцвайль, известнейший американский изобретатель, подаривший миру уникальные разработки в сфере искусственного интеллекта и продления жизни, предсказывает, что после 2025 г. роботы начнут стремительно вытеснять людей из всех областей производства, обеспечивая их всем необходимым. Соответственно, тратить время на получение знаний людям не будет никакого смысла. Курцвайль предсказывает появление "умных" нанороботов, которые будут проникать в головной мозг через капилляры и непосредственно взаимодействовать с человеческими нейронами. В том числе они будут транслировать в мозг информацию. "К середине века появятся нейроимпланты, позволяющие непосредственно подключать к мозгу электронные устройства: это будут обучающие программы, дополнительная память и т. п. С их помощью мы получим возможность беспредельно расширять наши знания и восприятие мира". Так решится проблема, о которой сейчас много говорят в сфере образования: объем знаний человечества постепенно достигает критической массы, которая уже не может органично уместиться в рамках традиционных лекций и семинаров. А нейроимпланты действительно станут оптимальным выходом из ситуации.
Джой Ито, глава медиалаборатории Массачусетского технологического института, один из самых влиятельных футурологов планеты, убежден, что грядет эра искусственного интеллекта. Его преимущество перед человеческим очевидны. Так, скорость распространения сигналов между нейронами человека - 100 м/с, а между микросхемами - 300 тыс. км/с (скорость света), при этом и время срабатывания у нейронов мозга человека примерно в миллиард раз медленнее по сравнению с кремниевыми элементами (на сегодня), и этот разрыв продолжает нарастать. Количество нейронов в мозгу человека - примерно 10 млрд, у искусственного интеллекта - практически без ограничений, при этом срок его функционирования неограничен и его можно вживлять непосредственно в электронно-компьютерные сети.