• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Не с кем разговаривать. Почему Болтон посоветовал Трампу не давать Украине денег на оружие

В какой мере можно вообще сегодня говорить о совпадении интересов и целей Вашингтона и Киева?
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Президент США Дональд Трамп принял решение провести ревизию очередного транша программы "Инициатива содействия безопасности в Украине" размером в $250 млн. Проверяющие должны убедиться, что использование средств в рамках этой программы, как тех, которые США выделяли Украине ранее, так и тех, которые они намерены выделить впредь, отвечает американским интересам. Идею Трампа поддержали министр обороны Марк Эспер и советник по национальной безопасности Джон Болтон. Об этом сообщило Politico со ссылкой на неназванный источник в президентской администрации.

Эта ревизия ставит под сомнение и пункт о помощи Украине, заложенный в проект закона "Об ассигнованиях на нужды Министерства обороны на 2020 год", уже утвержденный подкомитетом по вопросам обороны комитета по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США. Этот проект предусматривает выделение еще $250 млн.  Общий же объем помощи США Украине, запланированный на 2020 г., составляет $700 млн.

Очевидно, что на решение Трампа оказал влияние ряд факторов, а именно:

- США крайне недовольны возможной сделкой о продаже более 50% акций завода "Мотор Сич" двум китайским компаниям;

- Трамп готовится к выборам 2020 г., а один из традиционных пунктов его предвыборной программы - жесткая бюджетная экономия и столь же жесткое продвижение американских интересов по всему миру;

- Трамп выступает за возврат России в G8;

- новая власть в лице Владимира Зеленского не внушает доверия Вашингтону.

Реклама на dsnews.ua

Законно в связи с этим поставить и вопрос о том, насколько сегодня интересы США на украинском направлении вообще совпадают с  интересами Украины. Следом за этим мы получаем еще один вопрос: а кто, собственно, в Украине выражает сейчас ее интересы?  

Попробуем разобраться во всем этом. Начнем с игры, которую ведет администрация Трампа.

У Трампа сложное положение: по опросам он проигрывает всем возможным соперникам-демократам. Конечно, до президентских выборов, запланированных на 3 ноября 2020 г., еще много времени, так что положение отнюдь не катастрофическое. Напротив, у Трампа огромные, близкие к 100%, шансы пойти на второй срок, но только при том условии, что он очень постарается. А значит, Трампу нужны победы, как на внутри-, так и на внешнеполитическом направлениях.  Отсюда и темы  мексиканской стены, частичного возврата смертной казни, воздействия на Китай и на его соседей, миротворчества на Ближнем Востоке. Российская тема, связанная прежде всего с укрощением агрессивных устремлений Кремля и, по возможности, с привязкой России к Западу для дальнейшего использования в игре против Китая. Как минимум - сдача Китаю наименьшего числа российских ресурсов и тех остатков советских технологий, которые еще не утратили ценности. В качестве частных вопросов в большую российскую тему входит и российско-украинская, включая возврат России в G8, а в перечень мероприятий по недопуску Китая к советским технологиям - желание не допустить сделку по продаже "Мотор Сичи".

Но здесь есть важный нюанс. Все эти темы в исполнении Трампа полностью укладываются в рамки стратегических интересов США. Иными словами, при всей ориентации на результат выборов Трамп, тем не менее, остается политическим голосом США как государства и нации.  Его собственные интересы, равно как и интересы Республиканской партии, ни в чем не вступают в противоречие с интересами США как целого. А сами США, при всем многообразии их населения, столь же несомненно существуют как целое, внутри которого разные группы соперничают между собой, но ни одна не выступает против США как таковых.

А в Украине мы наблюдаем иную картину. Стратегически ее сегодня не представляет никто. Хотя, казалось бы, налицо беспрецедентное сплочение украинского общества: 73% поддержки Владимира Зеленского во втором туре и 254 мандата из 450 в Верховной Раде, отданные "Слуге народа".

Но эти результаты носили протестный характер. Накопившееся недоверие к старым политическим элитам обернулось для них электоральной катастрофой, и на их месте возникла пустота. То, что эта пустота получила полную власть, не ограниченную ничем, и может при желании переписать Конституцию до любого вида, вплоть до введения монархии, пугает уже само по себе.

Еще больше пугает то, что Зеленский и его "слуги" не имеют видимой стратегии развития Украины как независимого и демократического государства. Напротив, они  последовательно дискредитируют демократические институты, превращая их в шоу, и проявляют все признаки набирающего силу авторитаризма. И если с авторитаризмом США еще могли бы смириться, то непредсказуемость устроить их не может.

Иными словами, США, видя, что команда Зеленского не причисляет украинскую независимость, государственность, национальное строительство к ценностям первого ряда - а это трудно не увидеть, в украинско-американском диалоге остались без собеседника. А к диалогу лично с Зеленским они тоже пока не готовы, еще не увидев в нем серьезного и долговременного игрока.

Конечно, было бы несправедливо обвинять в этой ситуации ни лично Зеленского, ни его эфемерную партию. Они лишь продукты сгорания старых элит, и их появление на политической сцене - финал этого пожара.

Что будет дальше - не ясно. Переживет ли разобщенное украинское общество этот кризис, не распавшись окончательно на противостоящие друг другу группы, нет ни малейшей уверенности. Что будет с Украиной как с государством в результате правления Зеленского, тоже не ясно. Ясно лишь, что все возможные сценарии выглядят сложно и лежат в диапазоне от нового Майдана и очередной смены  власти... но на кого?  Во всяком случае, не на представителей гражданского общества, заинтересованных в успешном государственном и национальном строительстве. Таких сил, способных взять власть и удержать ее, в Украине сегодня нет. В самом лучшем случае еще возможен сценарий 2014 г.: победа одной из олигархических группировок, ситуативно  заинтересованной в государственном укреплении Украины, и ее поддержка активной частью общества, порядка 10%. Но второй, после 2014 г., подъем гражданской активности такого масштаба почти невероятен. Слишком много усталости и разочарования накопилось в Украине.    

Остальные варианты много хуже: от гражданской войны разной степени интенсивности до установления популистской диктатуры, склонной к сближению с Россией и с Китаем, при поддержке части ЕС, уставшей от российских санкций.

Срыв Украины в такой штопор может случиться как раз к президентским выборам 2020 г., ударив по шансам Трампа на переизбрание. Так стоит ли ему сейчас вкладывать в Украину миллиарды долларов? Не лучше ли притормозить, оглядеться, убедиться в том, что США еще способны влиять на ситуацию в Украине, наконец, найти силу, с которой можно вести долговременный диалог. За этим и приезжал в Украину Болтон.

Итоги его поездки, скорее всего, подтвердят решение, уже принятое в США: временно отступить, дав Украине и Молдове начать скольжение к России, - и превратив его в головную боль Кремля. После пяти лет войны Украина не может просто капитулировать - это вызовет в ней внутренний взрыв, а торг с украинской властью, даже готовой на частичную капитуляцию, но озабоченной сохранением лица, обещает Москве не меньше проблем, чем прямое противостояние.  

Когда же Россия устанет от этих проблем, а в Украине вырастет недовольство растущим сближением с Москвой, США выберут момент для возвращения к украинской теме. Но патриотам Украины в ожидании этого момента предстоит пережить немало горьких минут.

    Реклама на dsnews.ua