Народные санкции. Как противодействовать международному бизнесу на крови
Как помочь властям очищать страну от предприятий, которые не могут распрощаться с РФ
Недавно в соцсетях начали появляться сообщения о действиях инициативной группы украинцев, которая расклеивает в супермаркетах стикеры на продукцию западных фирм, не желающих уходить с российского рынка. Поскольку "ДС" уже неоднократно поднимала эту тему, равно как и вопрос довольно неспешных действий официального Киева по стимулированию некоторых "партнеров" к определенности, на чьей они стороне, подобная акция не могла пройти мимо нашего внимания. Тем более что внимание активистов привлекла и продукция литовского бренда морепродуктов VIСI, который, как мы также сообщали, заявил-таки о намерении распрощаться с российским рынком. И в частности, прекратить производство продукции компании Vičiūnai Group в Советске (Калининградская область) после того, как ее заводом, упоминания которого также есть на стикерах украинских активистов, будет переработано сырье, закупленное "еще до начала войны в Украине".
Поэтому возник резонный вопрос: почему на стикерах украинских активистов литовская компания до сих пор называется "Спонсором геноцида"? И при этом ее продолжают считать таковой не только украинцы, но и литовские журналисты и активисты, предупреждая своих бизнесменов и политиков: "если вы не хотите вести экономическую войну с сатаной, вам придется вести настоящую войну". Ведь утверждение о намерении сделать выход с российского рынка как можно менее болезненным для компании должно выглядеть вполне оправданным.
Некоторые ответы на этот вопрос может дать и само заявление Vičiūnai Group, обнародованное в конце апреля – через два месяца после начала полномасштабного российского вторжения в Украину. В ней, например, сразу после вышеприведенного тезиса о ввезенном в Советск сырье сказано: "Прекращение бизнеса в России, переговоры о соглашениях с деловыми партнерами из западных стран и возврат инвестиций в Литву могут быть завершены в течение 3-4 месяцев". То есть выходит, что компания в начале года "затарила" свой завод в российском регионе сырьем на полгода, при том, что оптимальным с точки зрения экономической целесообразности всегда выглядел запас на 90 дней. И если даже это утверждение окажется правдивым, возникнут новые вопросы. Например, не было ли это "затарение" сырьем следствием того, что руководство компании предполагало и ожидало российскую агрессию и, соответственно, усложнение связей европейских компаний с Россией? В этом контексте несколько по-новому звучат обвинения журналистов в том, что учредитель и реальный руководитель и владелец Vičiūnai Group, мэр Каунаса Висвалдас Матийошайтис якобы имел тесные связи с советскими и российскими спецслужбами, но к этой теме мы еще вернемся.
Еще одна причина недовольства украинских активистов – уже полное несоответствие действительности другого тезиса из заявления Vičiūnai о выходе с российского рынка: "Сейчас остановлены все инвестиции в производство, логистику и торговлю, спонсорские и маркетинговые кампании". Но как свидетельствуют многочисленные объявления на сайтах российских супермаркетов, по крайней мере, последние – а именно маркетинговые кампании (то есть разнообразные акции и скидки) – идут полным ходом и должны продолжаться почти целый май. Между тем, акции типа "два по цене одного", как утверждают профессиональные маркетологи, слишком "глубокие" (то есть дорогие), чтобы проводиться не по инициативе (или как минимум – с ведома) производителя.
Итак, по крайней мере, в одном пункте своего заявления Vičiūnai Group, вероятно, сказала неправду. Так можно ли им верить и в других пунктах? В том числе и в главном – о намерении окончательно порвать со страной-агрессором.
Подрывают веру в искренность намерений Vičiūnai об отказе от финансирования своими налогами убивающей украинцев армии и сообщения, которые просачиваются из-за "поребрика". И уже не от бизнес-структур, а от властей. В частности, от местных властей Калининградской области, которые опровергают "вбросы" будто завод в Советске останавливает свою работу, а также утверждают, что "предприятие работает в штатном режиме". Более того: согласно утверждению руководителя пресс-службы калининградского правительства Дмитрия Лыскова власти региона "до сих пор не получали никакого официального сообщения о планах по закрытию завода", а работникам предприятия "Вичунай" также "не сообщали об остановке производства". Не остались в стороне и представители "четвертой власти" или того, что от нее осталось. Ютуб-канал "Редакция" снял сюжет о заводе Vičiūnai в Советске (примерно с 33.00 в выпуске), в котором информацию об ожидаемой приостановке работы предприятия называют "сказками", а бывший уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области говорит о "схеме" по фиктивной его продаже, после реализации которой конечные бенефициары не поменяются. Хотя и перестанут официально считаться такими, чтобы выйти из-под "гонений у себя там в Литве".
Не особо свидетельствует о желании Vičiūnai уходить из россиского рынка и то, насколько комфортно она себя чувствует, в том числе и в роли лидера среди импортеров морепродуктов и рыбы или поставщика продуктов в "Кремлевский буфет", который кормит не только путинскую администрацию, но и обслуживает продуктами "неформальные части" протокольных мероприятий в Кремле. Еще до своего "бункерного" уединения и восьмиметровых столов Путин со своей личной чашкой на зарубежных фуршетах (когда его туда еще приглашали) продемонстрировал, как параноидально относится к угрозе отравления. И сам раньше говорил, что все его повара – это исключительно сотрудники Федеральной службы охраны, кандидаты в которую из-за "близости к телу" проверяются тщательнее всего. А такая паранойя очень быстро распространяется на окружение, которое будет всеми силами пытаться "перебдеть", но не допустить к кремлевской кухне поставщика, не вызывающего абсолютного доверия.
Об особом доверии к Vičiūnai Group со стороны Кремля говорит и миллиардный кредит, выделенный ей близким к российским властям (ныне подсанкционным) ВТБ-банком в далеком 2011 г., равно как и несколько меньший – 400-миллионный, предоставленный двумя годами ранее, когда еще очень серьезно ощущались последствия кризиса в 2008 году. А, как известно, в кремле и российских спецслужбах, равно как и в мафии, "вход — рубль, выход — два". Поэтому за такое доверие, которое, в частности, помогло и решить вопрос судебного иска в Татарстане (недавно – самый "фрондирующий" из-за усиления попыток полной русификации местного населения российский регион), литовской компании, возможно, придется расплачиваться исполнением команд из очень "скрепной" страны, которые будут поступать через главных контактеров хозяина VIСI Висвалдаса Матийошайтиса в ней (например, до сих пор продавать свою продукцию в оккупированном Крыму). А контактеры, как, в частности, указывает литовский журналист, старший аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауриновичюс, мягко говоря, специфичны.
Среди них называют в первую очередь "Рыбный союз", ранее контролировавшийся одним из олигархов из ближайшего путинского окружения Геннадием Тимченко, а сейчас находящийся в ведении достаточно скандального заместителя председателя комитета Госдумы по иностранным делам Алексея Чепы. Приписывают мэру Каунаса и выход на Кремль через ректора Санкт-Петербургского горного университета с 1994 г. Владимира Литвиненко, которого считали самым богатым руководителем российского вуза и автором путинской кандидатской диссертации по экономике (ее оценили как серьезно сплагиаченную у таких ненавистных сейчас Путину американцев, но это был еще далекий 1997 год, когда нынешний "поборник Запада" делал только первые шаги по властной лестнице в Москве, бежав из Питера после проигрыша его патрона Анатолия Собчака на губернаторских выборах 1996 года).
Хотя вряд ли хозяин Vičiūnai нуждается в особом контроле в плане следования "линии партии". ДС уже подробно описала его сходство с одним из самых одиозных украинских политиков Виктором Медведчуком, которого "старик кабаев" еще в 2004 году рассматривал как кандидата в гауляйтеры Украины, и, как пишет в своей книге "Вся кремлевская рать" Михаил Зыгарь, Путина очень долго и тяжело убеждали в том, что Медведчук совершенно "неизбираем". Бывший литовский (якобы простой, но в реальности "заточенный" на противодействие "Саюдису" и другим политическим противникам советского режима) милиционер Матийошайтис несколько иными путями вышел на роль одного из богатейших предпринимателей своей страны и кремлевского (по выражению бывшего министра обороны Литвы Расы Юкнявичене) кандидата на высшую государственную должность в ней. Выходцам из системы КГБ до сих пор присуща вера во всемогущество Кремля вообще и в его победу над Украиной на данном историческом этапе в частности. Поэтому Vičiūnai, очевидно, затягивает время со своим выходом с российского рынка до тех пор, когда ситуация не "рассосется" и можно будет и дальше вести business as usual. И убедить его в противоположном, как и любого другого "ватника", чрезвычайно трудно.
Однако возможно, если украинские власти начнут применять к бизнесменам-"путинферштеерам" хотя бы часть тех мер, которые ДС предлагала ввести еще полтора месяца назад. А среди них, наряду с повышенным "военным сбором" или отлучением от госзакупок, значилась и маркировка продукции сообщениями о сотрудничестве ее производителя со страной-агрессором.
Очевидно, что у наших государственных и правоохранительных структур в условиях войны до всего руки "не доходят". Пусть же, по крайней мере, разъяснят торговым сетям о недопустимости неадекватных действий охраны супермаркетов, ранее (еще с начала российской агрессии против Украины в 2014 г.) слишком резко реагировавшей на действия активистов против засилья российской продукции на полках наших магазинов. Чтобы люди не страдали из-за выражения своей гражданской позиции и помощи государству в очищении от тех, кто хочет и зарабатывать на украинцах, и финансировать их убийц.