Зачем Яценюк пошел на энергетику
В ближайшее время в Украине может измениться механизм тарифообразования на энергоресурсы. Повод говорить о революции на рынке появился 10 февраля, когда Верховная рада приняла закон №0919 "О внесении изменений в некоторые законы Украины об установлении тарифов". Формальная причина для появления этого документа на свет выглядит идеально: еще в 2012 году парламентарии приняли новый Закон "О ценах и ценообразовании", в котором была упущена норма, определяющая порядок установления цен и тарифов на электроэнергию и газ для коммунально-бытовых потребностей населения. Таким образом, фактически возник правовой пробел в вопросе о том, какая госструктура и/или орган отвечает за установление тарифов на энергоносители для рядовых украинцев и энергопредприятий с государственной долей.
Новый закон предлагает решить эту проблему просто: возложить тарифную миссию на Нацкомиссию по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая сейчас отвечает за ценовое регулирование продукции и услуг газовых и энергетических компаний. Но в этом на первый взгляд простом вопросе не обошлось без сенсаций. Дело в том, что наравне с определением полномочий регулятора, закон №0919 предлагает установить новый порядок формирования цен. Так, если раньше Кабмин мог лишь рекомендовать НКРЭКУ установить тарифы на том или ином уровне, то в случае вступления упомянутого законопроекта в силу, регулятор будет утверждать ставки на газ или электроэнергию "только в случае согласования с Кабинетом министров".
Сразу оговоримся, что это условие касается только цен на энергоносители, которые будут устанавливаться ниже экономически обоснованного уровня (рыночные тарифы Нацкомиссия по-прежнему будет определять де-юре самостоятельно). Но считать это нововведение простой формальностью не поднимается рука. Главным образом, потому что в таких условиях правительство фактически становится сорегулятором определения стоимости энергоносителей на внутреннем рынке.
Обвинять Арсения Яценюка в попытке узурпации рынка сложно. Ведь бремя поиска денег для компенсации разницы между утвержденными и реальными тарифами лежит как раз на Кабмине, а значит будет логично если правительство будет хоть как-то влиять на тарифную политику. С другой стороны, бросается в глаза настойчивость, с которой команда премьер-министра проталкивала закон. Лучше других это может подтвердить правая рука Арсения Петровича Андрей Иванчук, который в статусе главы парламентского комитета по вопросам экономической политики официально рекомендовал Верховной Раде голосовать за этот документ несмотря на замечания юридического и научно-экспертного управлений. Судя по единодушному голосованию народных депутатов, этого напутствия оказалось достаточно, так что теперь последнее слово остается за Президентом Украины.
Подписав этот документ, Петр Порошенко получает возможность официально переложить ответственность за тарифную политику в стране на правительство. Но у этого процесса есть и другая сторона медали: получая возможность влиять на ценообразование внутри топливно-энергетического комплекса, Кабмин одновременно получает доступ к распределению его финансовых потоков. В украинских реалиях это означает, что у Арсения Яценюка появляется рычаг влияния на игроков энергорынка. Вопрос только в том, намерен ли он использовать эту опцию в интересах государства.