Зачем Тимошенко тянет Наливайченко по стопам Медведчука
О том, что между Тимошенко и Наливайченко намечается союз, слухи ходили давно. Их поездка в США должна была во что-то конвертироваться. В пятницу Антикоррупционное движение и "Батьківщина" объединились. Во время презентации проекта оба политика заявили три ключевые позиции: отставка правительства Арсения Яценюка, а если она не произойдет - досрочные парламентские выборы, принятие новой Конституции, причем на референдуме. Тимошенко много говорила о коррупции во власти, о выгоде для "верхушки страны" от продолжения войны и так далее. При этом в ее словах эксперты заметили ряд моментов, перекликающихся с тезисами "Украинского выбора" Виктора Медведчука.
Это не только принятие Конституции народом (об этом даже Яценюк говорил), но и изменения в нее, попахивающие "федерализацией". Показательно, что когда Тимошенко была кандидатом в президенты, она категорически выступала против любой "федерализации", называя ее "технологией захвата части страны". Сегодня у лидера "Батьківщины" этот термин облачен в довольно размытую форму (может, в будущем она уточнит, что имела в виду). "Все регионы должны получить равные условия, равную финансовую независимость, но и одинаковую подконтрольность центральным органам власти", - отметила лидер "Батьківщины".
Проще говоря, можно будет иметь сразу несколько "народных республик" и без военного конфликта. Оттого Россия регулярно связывает выполнение Минских соглашений с децентрализацией. Только видит она децентрализацию совершенно иначе, чем записано в изменениях в Конституцию. Которые, напомним, зависли на неопределенный период.
Что же представляет собой проект Тимошенко-Наливайченко? Версия первая - это зондирование почвы. Юлия Владимировна закинула идею о "новой Конституции" и будет качать тему, параллельно проводя "срезы" общественного мнения. Если не пойдет, пиарщиков напрягут поиском иного креатива. В истории "Батьківщины" был и референдум по НАТО, и "Украинский прорыв", и общенародное движение сопротивления российской агрессии.
Версия вторая - попытка потягаться с "Самопоміччю" и условной "партией Саакашвили". Экс-президент Грузии "оседлал" антикоррупционную "лошадку", которая обещает ввезти в новый парламент целый "воз" его соратников. Тимошенко тоже говорит о коррупции, но ее голос на фоне Саакашвили звучит тихо. Потому кроме "коррупционной" темы она вооружилась конституционной. Проще говоря, ей надо каждый день о чем-то говорить, пусть даже избиратели и не будут до конца понимать смысла. Как было с темой тарифов в прошлом году. Иначе ее электорат расхватают более прыткие "свидетели зрады".
Версия третья - "рука Кремля". В нее не хотелось бы верить. Тимошенко обвиняли во многих вещах - в "ширке" с "регионалами", в ехидных смешках на пресс-конференции с Путиным, в невыгодном для Украины газовом соглашении с "Газпромом". Но вряд ли этому опытному политику хочется, чтобы на нее посыпались обвинения в намерениях "продавить" изменения в Конституцию, выгодные России.
Что же касается Наливайченко, то, по всей видимости, его союз с Тимошенко можно объяснить только одним: соревноваться с другими борцами с коррупцией он просто не может, у них лучше ресурс. Но зачем ему присоединяться к очень скользкой конституционной теме, тоже непонятно. Это точно не его конек.