Вынужденная импровизация. Решится ли Порошенко в рамках военного положения закрыть "Интер"
Скорее всего, это все же импровизация, пусть такой сценарий, как один из возможных, и рассматривался перед тем, как отправлять боевые катера из Черного моря в Азовское.
В целом воскресное вооруженное столкновение, хоть и стало логичным продолжением ситуации в Азовском море, но отнюдь не было предопределено. Не нужно забывать, что в конце сентября украинские катера "Корец" и "Черкассы" уже проходили через Керченский пролив. И тогда россияне, хоть и согнали на место достаточно серьезные силы, так и не решились задерживать украинские суда. В этот раз в Кремле, похоже, посчитали, что перспектива выглядеть беспомощно со всем своим "крымнашем" против лишь трех украинских судов - это большее зло, чем все возможные международные последствия.
Что же касается Украины, то у нас была и острая необходимость вести катера через пролив, и все правовые основания для этого. Да и сентябрьский прецедент позволял надеяться, что и в этот раз все пройдет гладко. Когда же российские моряки сначала сознательно пошли на таран нашего буксира, а после открыли по катерам огонь на поражение (могли ведь просто ограничиться перекрытием фарватера и дать украинским суднам отойти) украинская власть была вынуждена реагировать и введение военного положения - это самая сильная реакция, на которую способна Украины в нынешней ситуации. Можно было бы, конечно, взывать к международной общественности, напоминать всем о Будапештском меморандуме, созывать экстренное заседание Совета Безопасности ООН, требовать новых санкций против России и так далее, но это все уже было, и если мы хотим большей помощи союзников, то нужно и самим делать больше.
Украинцев же, что неудивительно, куда больше взволновали внутриполитические последствия введения военного положения. А то, что помимо ограничения некоторых конституционных свобод, закон прямо запрещает проведение любых выборов во время действия военного положения, не могло не породить в некоторых пытливых умах конспирологической теории о том, что все произошедшее есть реализация неких тайных договоренностей между Петром Порошенко и Владимиром Путиным, цель которого отменить выборы в Украине.
Абсурдность этой теории очевидна хотя бы потому, что для Порошенко отмена президентских выборов несет большие риски, чем поражение на них, а Путин от президентства Петра Алексеевича не выиграл в Украине вообще ничего. Да и окружение главы украинского государства тут же поспешило заверить, что введение военного положения никоим образом не означает отмены выборов. Так что во всей этой схеме отсутствуют и мотивы, и выгоды. Тем не менее, вся эта конспирологическая тема будет нагнетаться и дальше, и президент Украины будет нести сопутствующие имиджевые потери. Однако эти потери могут оказаться куда меньше приобретений, ведь военное положение открывает перед Порошенко широкое окно возможностей, в том числе и в плане его подготовки к выборам. Ну а то, как он этими возможностями воспользуется, будет зависеть от его решительности и готовности к жестким мерам.
Итак, во время военного положения выборы проводить нельзя, но пока речь идет лишь о 60-дневном таком режиме, что отодвигает сроки выборов лишь на месяц. ЦИК должна дать старт президентской кампании с 1 января будущего года, но если военное положение будет введено на запланированный срок, то сейчас есть основания говорить, что кампания стартует в конце января, а голосование пройдет в конце апреля, а не 31 марта. Отсрочка для Порошенко не слишком существенная, но за это время благодаря военному положению можно сделать многое и подойти к голосованию в несколько ином качестве.
Военное положение, помимо прочего, содержит в себе два очень важных момента. Во-первых, власть получает возможность регулировать работу СМИ и закрывать медиа, которые, скажем так, работают в интересах агрессора. А во-вторых, власть получает возможность поднимать вопросы о запрещении политических партий и общественных объединений, чья деятельность "направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя" и так далее.
Порошенко получает практически карт бланш на зачистку информационного и политического пространства от откровенно пророссийских СМИ и политических организаций разного толка. Например, после введения военного положения власть может взять и закрыть некую условную "Страну.ua", у которой и без того были проблемы с законом, или, например, условный телеканал "Интер". А можно ограничиться введением вполне законной цензуры, которая будет отсеивать весь пророссийский контент.
Кроме того, власть получает возможность, например, запретить деятельность условного "Оппоблока", или "Оппозиционной платформы - За життя", или "Партии мира" Вадима Новинского, а последнего выслать из страны, аннулировав решение Януковича о предоставлении тому гражданства.
Более того, военное положение дает некие основания, пусть и юридически спорные, ликвидировать УПЦ МП как "общественное объединение", которое подрывает безопасность государства, ведет пропаганду войны - и так далее по тексту закона о военном положении. Доказательств подобной деятельности Московского патриархата в Украине более чем достаточно.
Таким образом, военное положение позволяет Порошенко как минимум мобилизовать патриотический электорат, а как максимум - начать активную деятельность по обезвреживанию в Украине агентов российского влияния, что опять-таки будет лишь приветствоваться патриотическим электоратом. Кроме того, запрет на проведение уличных акций протеста, серьезно ограничивает возможности для маневра оппозиции. Маленький, но заметный антитарифный майданчик в условиях военного положения уже не проведешь.
На что в этих условиях решится в целом осторожный Порошенко - вопрос, разумеется, открытый. Но если военное положение все же будет введено, у него в руках окажется куда больше инструментов для ведения политической борьбы, чем есть сейчас.