Валентин Величко: "Надо искать компромисс"
Летом этого года Валентин Величко отметит десятилетие пребывания в должности посла Беларуси в Украине. За это время украинско-белорусские отношения успели не раз измениться. О наиболее острых экономических вопросах между нашими странами "ВД" побеседовала с чрезвычайным и полномочным послом Беларуси в Украине.
О сотрудничестве Украины и Беларуси в энергетической сфере, о выработке единой стратегии в отношении формирования тарифов на транзит российских энергоресурсов в Европу говорится давно. Почему реальное отображение оно нашло только сейчас, когда подписано соглашение о транспортировке венесуэльской нефти по трубопроводу Одесса — Броды на Мозырский НПЗ?
— Тут все диктует экономика. Есть нефтепровод Одесса — Броды, и он должен быть задействован, приносить прибыль. В лучшие годы в реверсном режиме он был загружен на 7 млн т в год, теперь же по нему будет проходить 9 млн т нефти ежегодно, в том числе 4 млн т пойдет на Мозырский НПЗ. Есть экономическая выгода для двух стран, есть и конкретный проект.
В будущем году Россия намерена запустить обводной нефтепровод, который заменит устаревшую "Дружбу". Но на территории Украины и Беларуси этот трубопровод находится в удовлетворительном состоянии. Насколько Беларусь заинтересована в использовании нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме?
— Какими бы ни были планы России по сооружению обводного трубопровода, тот же Мозырский НПЗ будет работать стабильно, так как он способен обеспечить самую высокую глубину переработки нефти во всем бывшем СССР. И те же российские компании заинтересованы в его использовании, а значит, будет загружена и труба к нему. Сегодня только на участке Гомель — Мозырь ежегодно прокачивается 42 млн т нефти.
Вопрос использования нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме весьма интересен, ведь сегодня активно действуют схемы замещения. С Венесуэлой у Беларуси подписан двухгодичный контракт на покупку 10 млн т нефти ежегодно. И сегодня выгоднее реализовать венесуэльскую нефть в латиноамериканском регионе, а для закрытия белорусских контрактов закупить нефть в Азербайджане.
У Украины есть интерес в создании СП с Беларусью в области сельскохозяйственного машиностроения, насколько в Минске готовы к созданию сборочных предприятий белорусской сельхозтехники на украинской территории?
— Я бы начал с того, что 2/3 машиностроительного комплекса Беларуси работает на украинском металле. И, конечно, СП наиболее выгодны для обеих стран, недаром сегодня работают несколько таких предприятий в Киеве, Николаеве, Херсоне, Днепропетровске. Но на сегодняшний день, для придания производимой продукции статуса национальной по украинскому законодательству, необходимо обеспечить, чтобы 50% комплектующих на этой технике были украинского производства. На новом сборочном оборудовании в Украине это сделать достаточно сложно. И если бы была предоставлена возможность, чтобы мы постепенно, за три-четыре года довели этот показатель до 50%, таких СП было бы больше.
Но в этом случае, вероятно, встанет вопрос демпинговых цен на белорусскую продукцию сельхозмашиностроения, как уже было в отношении белорусских сельскохозяйственных продуктов.
— На одной из встреч украинский премьер-министр Николай Азаров сказал: хотя белорусские продукты стоят на 10-20 грн. дороже украинских, потребитель их с радостью покупает. Почему? Да потому, что у нас сохранились старые ГОСТы, гарантирующие качество. К тому же в ближайшие два года Беларусь войдет в пятерку ведущих производителей молока на душу населения, уже сегодня этот показатель составляет 680 кг/чел. Но если в Украине 80% молока производится в частном секторе, то в Беларуси практически весь сектор — государственный. И белорусское сельхозпроизводство регулируется государством. В силу этого белорусские предприятия могут проводить более гибкую ценовую политику, не гонясь за сиюминутной прибылью, рационально вкладываясь в модернизацию имеющейся технической базы, чего частник себе позволить не может.
Хочу подчеркнуть, что в свою очередь Беларусь является крупным покупателем украинской сельскохозяйственной продукции. Мы ежегодно более, чем на $150 млн закупаем у Украины подсолнечного масла, кукурузы и жмыхов, мы готовы покупать больше, готовы увеличить закупки произведенного в Украине зерна. В данной ситуации нашим странам выгодно активно сотрудничать в области взаимных закупок сельхозпродукции.
В качестве примера активного сотрудничества хочу указать на приграничную ярмарочную торговлю. На торговлю с приграничными областями приходится 27% от всего нашего товарооборота. Это очень хороший показатель.