• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Отчаянный реалист

Реклама на dsnews.ua

Сергея Григоровича из одного института выгнали, из второго — он ушел сам. Впрочем, отсутствие высшего образования не помешало ему создать одну из крупнейших в Восточной Европе компаний по разработке компьютерных игр.

АНФАС

"В мире только два процента людей, способных быть успешными в любом виде бизнеса, — убежден Сергей Григорович, генеральный директор GSC GAME WORLD. — И я вхожу в эти два процента". Будучи восьмиклассником, он заработал $30 тыс., а в 18 лет — свой первый миллион.

"Соблюдайте тишину, идет игра!" — призыв для сотрудников любой компании как минимум удивительный, а уж генеральный директор, разъезжающий по офису на роликах, — пожалуй, вообще событие из ряда вон выходящее. Впрочем, только не для этой компании. Здесь компьютерные игры — своего рода культ, они приносят миллионные прибыли. Одни "Казаки" разошлись по миру пятимиллионным тиражом, а S.T.A.L.K.E.R стал у молодежи одной из самых популярных игр. "С позапрошлого года мы — издатели с мировым именем, — говорит Сергей Григорович. — Нам это удалось довольно легко. К тому моменту у нас было достаточно опыта и средств, чтобы финансировать и раскручивать собственные проекты". А учитывая, что работы невпроворот, Сергею приходится придумывать, как экономить время. Один из вариантов — роликовые коньки: на них можно быстрее передвигаться по офису.

Впрочем, находчивость Сергей начал проявлять еще в школе. А подтолкнули к бизнес-деятельности будущего миллионера музыкальный инструмент и макраме. "Когда мне было десять лет, родители хотели купить мне пианино. Но оно стоило 650 рублей, таких денег у них не было — и пианино мне купили в рассрочку. Чтобы отдать деньги, мама занялась бизнесом — она вязала, плела кашпо, кулоны и сдавала в универмаг "Украина". Я стал ей помогать. Потом все развилось в семейный бизнес", — рассказывает г-н Григорович.

Умение эффективно и быстро выполнять монотонную работу нашему собеседнику пригодилось. Уже в 12 лет Сергей начал полностью себя обеспечивать, поворотным же моментом в жизни школьника стала поездка во Францию. "Мне учительница сказала: если сдам экзамен по французскому хотя бы на "четверку", меня возьмут во Францию. Поэтому я пошел на курсы и за три месяца полностью поставил себе настолько хороший разговорный французский, что до конца обучения в школе у меня по этому предмету были одни пятерки", — вспоминает Сергей Григорович. — В итоге я поехал во Францию, где мне подарили портативную игру, аналог нашей "Волк ловит яйца". Новая игрушка произвела фурор среди одноклассников, и Сергей, недолго думая, стал сдавать ее в аренду. Сначала по 25 коп. в день, однако, когда ровно половина школьной тетради была исписана очередью желающих, предприимчивый школьник повысил стоимость вчетверо. "Тогда школьникам давали от 50 коп. до 1 рубля в день, вот они играли и не ели. И это было объективно — спрос рождает предложение", — смеется Сергей.

Быстро смекнув, что на компьютерных играх можно заработать хорошие деньги, Григорович вместе с другом отправился на рынок торговать дисками с играми. Уже в 16 лет Сергей решил открыть свою фирму и поближе познакомился с проверяющими органами. "В паспортном столе не было бланков — и вместо паспорта мне выдали временное свидетельство, а в налоговой фирму по этому "документу" регистрировать не хотели. Тогда было огромное количество подставных директоров. И меня причислили к ним. Представьте: пришел еще ребенок — и хочет открыть компанию!" — вспоминает собеседник "ВД". Однако упорство школьника все же увенчалось успехом. После года выяснений отношений с налоговой и паспортным столом молодому предпринимателю все же удалось зарегистрировать фирму. В компании занялись переводами игр на русский язык, созданием обучающих программ, энциклопедий в электронном виде. Идея бизнесмена пришлась по душе покупателям. Уже в 18 лет Сергей стал миллионером.

Реклама на dsnews.ua

Зато успехи на бизнес-поприще не замедлили сказаться на учебе в институте — новоиспеченного бизнесмена отчислили за неуспеваемость с первого курса КПИ, а поступив в МНТУ, Сергей год спустя ушел сам. "Радиотехнический факультет в КПИ мне был ни к чему. Тем более на потоке были только три девушки, а я уже был готов к семейной жизни, поэтому пошел учиться в МНТУ. За первый год я нашел себе жену — и оставил вуз", — объясняет Сергей.

Дефолт 1998 г. едва не разорил компанию — ведь тогда она работала на рынок СНГ. Впрочем, экономический кризис заставил бизнесмена пересмотреть приоритеты. "На тот момент у нас были гигантские продажи, а потом хлоп — и полный ноль! Мы поняли: надо выходить на европейский рынок, еще один такой кризис в СНГ — и нам придется разбегаться", — говорит собеседник. Сегодня игры Сергея Григоровича переведены на множество языков, в том числе на китайский и японский. Но, несмотря на то, что компания стала давно узнаваемым брендом, Сергей принимал участие буквально во всех разработках — от анимации до тестирования. "Так меня приучили работать родители. Для того чтобы сплести кашпо, надо знать весь процесс: от первого кольца до последнего хвоста. Когда ты весь производственный процесс понимаешь, ты можешь его оптимизировать и руководить им", — поясняет г-н Григорович.

Однако он уверен, что одного руководства недостаточно, важны свежие идеи, привлечение новых людей в проект. Критерии отбора сотрудников — самые разные, но главное, по мнению Сергея, — желание работать в компании и "болеть" созданием игр. "Люди, работа которых связана с творчеством, быстро "выгорают". Поэтому нам постоянно нужен прилив "свежей крови". Но лучше не брать человека, который делал клипы на ТВ или занимался дизайном, обычно такие люди приходят уставшими. Надо брать человека, который дурака валял. Такой кадр — это подарок судьбы. Потому что у него наступит звездный час, когда дашь ему много интересной работы", — рассуждает Сергей Григорович.

Несмотря на то, что Сергей отказался от высшего образования, он не перестает учиться новому. Увлекается мотоциклами и даже стал мастером спорта. Правда, из-за множества переломов с мотоспортом решил завязать. Посему с прошлого года Сергей — пилот малой авиации и теперь по выходным летает за городом. А в бизнес-планах — не менее рискованный проект: создание полнометражного фильма "Сталкер". При этом фильм рассчитан на коммерческий успех, и в том, что он вернет все вложения, Сергей просит не сомневаться. Здесь, пожалуй, как и во всем остальном, заложено доскональное знание процесса. Ведь риск есть везде, но вероятность его настолько мала, что и вовсе не заслуживает внимания. Постоянное подстилание соломки — как минимум напрасная трата времени.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Ваше сегодняшнее положение — случайность или закономерность?

— Я начал увлекаться компьютерными играми и пытаться их создавать еще в школе, это говорит о том, что я сначала стал профессиональным потребителем компьютерных игр, а за 16 лет деятельности — еще и профессионалом в разработке, создании игр. Поэтому — это закономерность.

А вот то, что я пока еще не стал миллиардером, а всего лишь миллионер, я думаю, — случайность. И когда-нибудь мне все же повезет.

Наиболее рискованный поступок.

— Женитьба. В жизни любого мужчины — это чистая рулетка. Сколько ни предполагай, все равно выйдет непредсказуемо. В этой рулетке мне как-то с первого раза случайно повезло. В бизнесе рискованных поступков, сопоставимых с этим, не было.

Была ли в вашей жизни встреча, серьезно повлиявшая на вас и вашу карьеру?

— В 15 лет я непродолжительное время работал в маленькой конторке, которая занималась компьютерной техникой. Там был директор, его звали Александр Тюрин, который был образцом для подражания. Как-то он сказал: "Честно работать — это не только душевное спокойствие, это еще и выгодно". До этой фразы у меня не было четкого понимания, что бизнесмен должен вести бизнес честно.

Знаете ли вы, что о вас говорят подчиненные, интересуетесь ли их мнением о себе как о профессионале?

— Знаю, интересуюсь. Из негативных мнений я бы отметил: считают, что я везунчик, хотя я не согласен. Считают жадным: в компании доступ ко мне сильно облегчен, поэтому все разговоры о повышении зарплаты ведутся непосредственно со мной. Что касается затрат на разработку, то я очень щепетилен в этом вопросе. Обо мне и больше можно сказать: что я удавлюсь за $100. Затраты оптимизируются и урезаются на все, включая деятельность PR, рекламы, исследований, т.е. области, в которых жадничать не принято. Я бы сказал, что эта жадность вызвана желанием найти золотую середину между затратами и прибылью.

Достигли ли вы "потолка" в своей карьере? Какая следующая ступенька для роста?

— Ощущение "потолка" периодически появляется на протяжении всего моего карьерного роста. Я бы не назвал его карьерным — я всегда был главой своей компании. Скорее, это рост компании. Но "потолки" встречаются постоянно. Периодически даже получается их пробивать.

Есть ли в вашей жизни пример для подражания?

— Конечно, Билл Гейтс!
    Реклама на dsnews.ua