УЕФА — все. Как Суперлига безвозвратно изменит европейский футбол
Об этом говорили давно и говорили бы еще долго, но Covid-19 заставил спешить. Самые богатые футбольные клубы Европы создали Суперлигу без участия УЕФА
Дюжина футбольных клубов из трех стран Европы выпустили совместное заявление о создании принципиально нового турнира — Суперлиги. Список "раскольников" таков: английские "Манчестер Юнайтед", "Манчестер Сити", "Ливерпуль", "Арсенал", "Челси" и "Тоттенхэм"; итальянские "Милан", "Ювентус" и "Интер"; испанские "Реал", "Барселона" и "Атлетико". Все они станут основателями не только нового турнира, но и абсолютно новой парадигмы в европейском футболе, который больше не будет прежним. Да и давно перестал быть таковым, по сути.
Почему сейчас?
Почему решение принято именно сейчас? Ответ до ужаса прост — деньги. Они начали стремительно иссякать в клубных бюджетах европейских грандов в условиях пандемии Covid-19 и отсутствия возможности зарабатывать на билетах и многих других источниках доходов. А так как самым богатым клубам и ранее не очень хотелось делиться прибылью с "нищебродами", решение о создании Суперлиги — закрытого клуба для избранных, где весь "общак" будет в надежных руках, — принималось уже в турборежиме. Запуск проекта планируется уже в августе нынешнего сезона, если у организаторов не возникнет непреодолимых проблем.
Проблемы вдохновителям создания Суперлиги обещает УЕФА — организация, которая в последние десятилетия заведовала элитным футболом в Старом свете, и которой, конечно же, не хочется терять жирнейший кусок пирога. Его прямо сейчас вырывают изо рта европейских футбольных чиновников. При этом слова, используемые представителями Европейского футбольного союза, поражают тех, кто хотя бы немножечко в теме. В официальном заявлении УЕФА относительно создания Суперлиги говорится о недопустимости этого проекта, его "цинизме" и заинтересованности "узкого круга клубов и их владельцев". Но разве не циничными были последние изменения в формате проведения Лиги чемпионов под эгидой УЕФА, когда богатым было позволено больше, а беднякам приходилось довольствоваться крохами призовых, за которые они дрались не только с равными себе, но и с сильно превосходящими в финансовых возможностях соперниками? Само название Лига чемпионов было циничным, учитывая то, что в турнир заводили не только реальных чемпионов, а по три-четыре клуба из зажиточных стран, отбирая квоты у бедняков.
Разве не циничным было правило финансового фейр-плей, о которое перманентно вытирали ноги топ-клубы Европы во главе с "Манчестер Сити" и ПСЖ, нарушавшими правила честной игры и так и не получившими за это какого-нибудь достойного наказания? Всем своим поведением УЕФА давал понять континентальному футболу — деньги здесь важнее всего остального. И что уж сейчас махать кулаками после появления финансового монстра, справиться с которым теперь не по силам?
Европейские политики вступились за УЕФА
Конечно, в УЕФА примут все меры — от дисквалификаций для клубов и игроков, до финансовых санкций и многомиллионных судебных исков к раскольникам. Но ведь и по ту сторону баррикад собрались отнюдь не первоклашки. У футбольных европейских толстосумов огромный опыт судебных тяжб, и показательным в этом плане является новость о том, что руководство Суперлиги в лице 12 основателей уже сыграло на опережение и само подало иски к УЕФА и ФИФА на случай попытки этих организаций сорвать запуск проекта. В тексте заявления прописаны и риски. Сообщается, что организаторы уже получили грант в размере 4 млрд евро на проведение соревнований, и кто теперь рискует потерять в этой войне больше — большой вопрос.
Примечательно, что УЕФА пытается подключить к войне против Суперлиги не только спортивные, но и политические инстанции. И здесь любопытных моментов и вопросов еще больше. В защиту позиции Европейского футбольного союза уже выступили президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, зампредседателя Европейской комиссии Маргаритис Схинас и ряд других чиновников. Все они в один голос твердят об "ударе по европейским футбольным ценностям", негативных последствиях для внутренних европейских чемпионатов и другом вреде от создания нового турнира. Но только лишь спортивными интересами руководствуются в своих пламенных спичах политики?
Подозреваем, что нет. И главной причиной для подозрений является происхождение основного источника финансирования Суперлиги — США в лице финансового холдинга JP Morgan Chase. Он готов со старта выделить на организацию соревнований более 6 млрд евро, а каждому клубу-отступнику — в качестве подъемных по 350 млн евро. При этом в самом JP Morgan не отрицают и своего интереса, ведь уже по итогам первого сезона Суперлиги ожидается доход свыше 10 млрд евро, и именно тот факт, что американцы получат монополию на заработок на европейском футболе высшего уровня, похоже, и беспокоит континентальных политиков. Ведь раньше денежки от топ-баталий футбольных грандов Старого света оставались в основном в карманах местных воротил. Теперь же в размеренную европейскую реальность ворвались с революцией ребята из США, и местные занервничали.
При этом, как и в случае с УЕФА, цинизм европейских политиков в данной ситуации также впечатляет. Макрон, Джонсон и остальные молчали долгие годы, когда в большинстве ведущих футбольных клубов Европы правила начали диктовать инвесторы из-за океана, а также из стран Ближнего Востока. Где было их беспокойство о европейской спортивной идентичности? И если большинством клубов английской Премьер-лиги уже сейчас владеют американцы и арабские шейхи, почему Борис Джонсон и его коллеги удивляются тому, что компании из США хотят сделать с европейским спортом то, что обычно делают с ним по ту сторону океана?
Владельцу "Манчестер Юнайтед" американцу Джоэлю Глэйзеру глубоко безразлично, что его команда не приедет следующей осенью в Киев или Прагу играть матч Лиги чемпионов. Ему нужны доходы от спорта. И с ним полностью солидарны владелец "Ливерпуля" американец Джон Генри и владелец "Арсенала" американец Стэн Кренке. К слову, последнему около десятка различных спортивных клубов по всему миру, и их основная цель — доход, доход и еще раз доход. Так это работает в США. И так теперь это будет работать в европейском футболе топ-уровня. Что бы ни говорили политики и чиновники.
…На следующий день после объявления о создании Суперлиги акции итальянского "Ювентуса" взлетели в стоимости на 11%. Ничего личного, просто бизнес.
Кто поможет маленьким?
Никто не спорит с тем, что Суперлига — это мощнейший удар по маленьким клубам и в целом событие, которое окончательно разделит любимый миллионами вид спорта на две части. Фраза на баннере болельщиков "Футбол создан бедняками, а украден богачами" становится как никогда актуальной.
Но шоком это событие стало, похоже, лишь для тех, кто зарабатывал на этом раньше, а также для политиков, которым в последнее время все равно, какие пафосные речи произносить — о целостности европейского футбола или о защите суверенитета отдельных европейских государств.
Деньгам было позволено завладеть футболом, поэтому не стоит удивляться, что в какой-то момент деньги одержали окончательную победу над спортивной составляющей. Просто раньше это были деньги "Газпрома", чей логотип долгие годы служил фоном для элитных футбольных игрищ, а сейчас это американские доллары. И это не очень нравится европейским политическим элитам. Но повернуть события вспять уже никому из них не удастся.
В конце концов, создатели Суперлиги могут провернуть еще один фокус, очень распространенный в американском спорте — "перевезти" клуб из одного города в другой. Был "Реал" Мадрид? Не проблема — станет "Реал" Майами! Был "Манчестер Юнайтед"? "Юнайтед оф Массачусетс" тоже неплохо звучит. А болельщиков у этих брендов за океаном, к слову, уже не намного меньше, чем в Европе.
Так что Суперлиге — однозначно быть. А европейским политикам теперь прибавится забот, как сохранить жизнь в системе континентального футбола, когда из нее выйдут два десятка лучших клубов.