Церковные меньшинства. Когда московских попов приравняют к гомосексуалистам
"Мы создаем в следующем году в связи с предоставлением Томоса еще один центральный орган, который будет называться Государственная служба по вопросам этнополитики и свободы совести", - сказал министр культуры Евгений Нищук. Он также уточнил, что новое ведомство будет заниматься вопросами национальных меньшинств. "Чтобы у нас прекращались любые вещи какой-то нетерпимости или нетолерантности по отношению к любому этносу. Мы поликонфессионая страна, мы мультикультурная страна и с большим культурным разнообразием, и необходимо принимать во внимание все эти моменты", - отметил министр. По его словам, проект созданию Госслужбы в ближайшее время передадут на рассмотрение правительственного комитета.
Инициатива Нищука вызвала целый ряд вопросов. Во-первых, причем здесь Томос. После того как Объединительный собор примет ряд важных решений, которые запустят процесс воссоздания автокефальной церкви и ей будет дарован Томос, роль государства должна быть сведена исключительно к формированию механизмом добровольного перехода религиозных общин из УПЦ МП, которой придется изменить свое название на РПЦ в Украине, к Украинской православной церкви. Эти механизмы прописаны в законопроекте №4128 "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (относительно изменения религиозными общинами подчиненности)". Он зарегистрирован в парламенте, но пока не рассматривался в первом чтении. После того как этот законопроект примут, вмешательство государства в церковные дела должно ограничиваться разве что контролем за тем, чтобы смена подчиненности не сопровождалась конфликтами между прихожанами. А это задача местных органов власти и полиции. Если вдруг ситуация заострится.
Во-вторых, плодить новые бюрократические структуры - это плохая идея. В цивилизованных странах, наоборот, пытаются максимально сокращать вмешательство государства в те вопросы, которые граждане могут решать самостоятельно, без указок. В структуре Минкульта существует департамент по делам религий и национальностей, и до сих пор он вполне справлялся с возложенными на него обязанностями. Похоже, речь идет о расширении полномочий этого департамента путем создания Госслужбы, которая будет находиться в подчинении Минкульта. Новый орган потребует увеличения бюджетного финансирования. Проще говоря, в Украине могут создать структуру, потребность в которой весьма сомнительна, зато траты на нее будут ощутимыми.
Томос и автокефальная церковь сегодня находятся в информационном мейнстриме, однако это не причина плодить новые бюрократические структуры. Еще в XIV в. философ Вильям Оккам говорил: "Многообразие не следует предполагать без необходимости". Позже этот принцип получил название закона экономии. В Украине и без того хватает контролирующих органов. Некоторые повышают свой статус. А значит, увеличивают бюджетное финансирование на свои потребности.
Примером тому может послужить Госслужба по делам ветеранов и участников АТО. Вместо нее у нас будет Министерство ветеранов. На в целом правильной инициативе сконцентрировать под единым началом все вопросы, касающиеся участников боевых действий, членов их семей, лиц с инвалидностью, полученной на войне (а это почти 1,7 млн человек), все же ощущается отпечаток предстоящих выборов. От успешности работы нового министерства в немалой степени зависит итог голосования весной 2019-го.
И наконец, третий важный вопрос к Евгению Нищуку: кроме фронта работ, новой Госслужбе необходимы эффективные кадры. Когда заходит речь о защите свободы слова, свободы совести или меньшинств - национальных, сексуальных, религиозных - в роли защитников часто оказываются люди, раздражающие своими заявлениями и действиями какую-то часть общества. Например, граждане, требующие жесткой борьбы с российской пропагандой и ее носителями в Украине, критикуют Министерство информполитики или Нацсовет по телевидению и радиовещанию за мягкость. Другая часть, наоборот, обвиняет власть в попытке закручивать гайки СМИ.
Нищук употребил слово "мультикультурность", что вряд ли понравится той категории населения, а она достаточно большая, которая выступает за усиление прав титульной нации и за повышение роли религии в жизни общества. Воссоздание Украинской автокефальной церкви укрепляет позиции этой категории людей. И переводит УПЦ МП в их сознании в разряд меньшинства, которое должно жить по правилам большинства.
Отношение нашего общества к национальным меньшинствам достаточно толерантно, чего не скажешь, например, о меньшинствах сексуальных. Моспатриархат, нарочито отказывающийся от единения в автокефальную церковь, рискует оказаться в той же роли. По крайнем мере, для радикально настроенных граждан. Какая миссия в таком случае у анонсированной Госслужбы? Рассказы о равенстве и толерантности вряд ли возымеют эффект. Разве что новое ведомство возглавит не чиновник, а человек, пользующийся авторитетом в обществе. Однако с такими кадрами в нашей стране - напряженка...