Тигипко готовится к финансовому краху
В конце января Хозяйственный суд Полтавской области отказал Кременчугскому сталелитейному заводу в утверждении плана досудебной санации и во введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. Суд пришел к выводу, что проект, который подготовило предприятие, подконтрольное группе ТАС бывшего зампреда Партии регионов Сергея Тигипко, не содержит детального плана погашения долгов и выведения завода из финансового кризиса. Сам документ был утвержден на общем собрании кредиторов предприятия, основной специализацией которого является выпуск стального литья для грузовых вагонов (мощности достигают 140 тыс. т литья ежегодно), еще в ноябре прошлого года. В этом собрании, по информации "ДС", принял участие 71 кредитор, которым завод должен порядка 344 млн грн. (большая часть задолженности перед структурами, не чуждыми группе ТАС) при общем объеме признанных предприятием долгов в 410 млн грн. Общий размер задолженности сталелитейного завода еще больше, поскольку эта сумма не включает текущие долги (срок исполнения которых еще не наступил). А они, по данным должника, оцениваются почти в 0,5 млрд грн.
Накопить такие долги Кременчугский сталелитейный завод сумел в последние несколько лет, когда еще был на ходу. До 2014 г. его продукция пользовалась спросом как украинских, так и российских вагоностроителей. Хотя львиную долю заказов обеспечивали предприятию россияне - Энгельсский завод металлоконструкций, Новокузнецкий вагонзавод, "Алтайвагон", Барнаульский ВРЗ. Тогда оборот предприятия стабильно превышал
1 млрд грн. в год.
Но уже с 2013 г. власти РФ начали массово приостанавливать действие сертификатов соответствия на украинскую вагоностроительную продукцию. В итоге наши заводы, которые были почти полностью сориентирова>ны на рынок России и не задумывались о диверсификации рынков сбыта, оказались не у дел, а их место стали занимать тамошние производители. Так, только за прошлый год поставки грузовых вагонов в РФ из Украины едва превысили $160 млн, тогда как в не самом благополучном 2013 г. они были почти вшестеро большими, достигнув $930 млн.
В подобной ситуации продукция кременчугского предприятия стала лишней как в Украине, так и в РФ. Летом минувшего года, после того как его склады оказались затоварены невостребованным литьем, завод остановился, законсервировал производство и запланировал постепенное сокращение двух третей персонала (более 2 тыс. чел.). Идея плана досудебной санации у его акционеров возникла, когда предприятие начали атаковать неудовлетворенные кредиторы. По данным источников "ДС", должник таким образом хотел убить двух зайцев: попасть под действие моратория на удовлетворение требований кредиторов и при этом не состоять в списках предприятий, в отношении которых начата процедура банкротства. Поскольку в таком случае сталелитейный завод автоматически терял возможность участвовать в государственных тендерах (прежде всего "Укрзалізниці"). Однако этот замысел в суде осуществить не удалось, из-за чего перспективы остановленного предприятия Тигипко, на имущество которого из-за долгов был наложен арест, выглядят незавидными.
Нет поводов для оптимизма и у крупнейшего промышленного актива ТАС - днепродзержинского завода "Днепровагонмаш". За девять месяцев 2014 г. чистая выручка предприятия едва превысила 330 млн грн., притом что в 2013 г. она составила 1,33 млрд грн., а в 2012 г. - 3,9 млрд грн. По сведениям "ДС", "Днепровагонмаш" сейчас работает с минимальной прибылью и выживает в основном за счет ремонта вагонов. Но если так будет продолжаться и дальше, не исключено, что он тоже решит законсервировать производство. Ведь группа ТАС вряд ли сумеет найти покупателя на свои проблемные активы, от которых, по слухам, Тигипко решил избавиться еще несколько лет назад.