Суркис проиграл финал Лиги чемпионов
В среду на внеочередном конгрессе УЕФА в Афинах избран новый президент Союза футбольных ассоциаций Европы. Им стал глава словенского футбола Александер Чеферин. А в четверг Киев был избран городом-хозяином финала Лиги чемпионов 2018 г. Это хорошая новость для украинцев, а вот вице-президенту УЕФА Григорию Суркису приход к руководству европейским футболом Чеферина грозит потерей должности.
Словенец, занимавший в УЕФА посты в юридическом комитете, анонсировал реформы европейского футбольного хозяйства, среди них — прозрачность финансовых дел, а также ожидаемо будет избавляться от людей, работавших с его предшественником, французом Мишелем Платини.
Напомним: Швейцарское федеральное бюро юстиции 25 сентября 2015 г. открыло дело против бывшего главы ФИФА Йозефа Блаттера по подозрению в том, что он в 2011 г. незаконно перевел 2 млн швейцарских франков Мишелю Платини, на тот момент возглавлявшему УЕФА. Арбитражная палата комитета по этике ФИФА 21 декабря отстранила Блаттера и Платини от футбола на восемь лет. Апелляционный комитет ФИФА 24 февраля смягчил санкции, сократив срок их отстранения до шести лет. В результате расследования французский чиновник покинул пост главы УЕФА. Сами же выборы нового руководителя организации затянулись до сентября из-за апелляции отстраненного руководителя.
Среди кандидатов на должность президента УЕФА называли и Григория Суркиса, однако такая возможность выглядела сомнительной, ведь начать кампанию за свое избрание означало привлечь излишнее внимание к своей персоне в СМИ. Поэтому, очевидно, Суркис выбрал для себя более удобный вариант — тихо досидеть на посту вице-президента УЕФА к тому времени, когда новая метла начнет мести по-новому. И вот метла появилась.
Ситуацию усугубляет и то, что Чеферин не был фаворитом Суркиса. Как сообщали СМИ, сначала ставка им делалась на испанца Хосе Анхеля Вильяра Лену (поговаривают, что его вначале поддерживала и Россия), а после того как тот сошел с дистанции, на Михаэля ван Праага. Причем, как утверждала пресса, откорректировать позицию национальных футбольных ассоциаций в нужном направлении пытались при помощи связей в дипломатических кругах. Но кулуарная работа в итоге успехом не увенчалась.
Впрочем, проблемы Суркиса, своего человека в руководстве европейским футболом, не должны огорчать украинцев. Григорий Михайлович после скандала с Блаттером и Платини и так потерял реальное влияние
Серьезный удар по нему нанесла и трагическая гибель в ДТП в декабре 2015 г. грузинского функционера УЕФА Давида Петриашвили, которого называли "решалой" Платини. Кроме того, как писали СМИ, грузин был "связным" между Суркисом и экс-президентом УЕФА по "рабочим вопросам".
Еще один момент, почему украинцы не должны жалеть об утрате Суркисом своего влияния — его связи с Россией. В прошлом году в СМИ появились публикации, что Григорий Михайлович в Санкт-Петербурге встречался с Владимиром Путиным. Компанию ему составил кум Путина Виктор Медведчук. По инсайдерской информации, темой встречи стали переговоры по предотвращению пересмотра ФИФА решения о проведении чемпионата мира 2018 г. в России. После коррупционного скандала, фигурантом которого стал Блаттер, разговоры по этому поводу усилились. На тот момент главным кандидатом на пост президента ФИФА считался Платини, который, как подозревали в Кремле, мог инициировать отмену Мундиаля в РФ. Суркис, как отмечалось в публикации, должен был повлиять на Платини в позитивном для Москвы русле.
Интересно, что в скором времени после этой встречи "скелеты из шкафа" экс-президента УЕФА появились в прессе. Впрочем, футбольные аналитики увидели в сливе компромата не только российский след, но и "мстительную руку" Блаттера, который в то время еще надеялся отмахаться от назойливых борцов с коррупцией и остаться в кресле. В итоге и сам утонул, и Платини за собой потянул.
В 2015 г. Федерация футбола Украины подала заявку на проведение финала Лиги чемпионов 2017–2018 гг. в Киеве. И сразу же вокруг этого начались кривотолки. Дескать, УЕФА откажет, поскольку Суркис — из команды Платини, а к ней уже нет доверия. Да и сам он якобы был против, поскольку финал ЛЧ в Киеве — не его инициатива. В январе сообщалось, что Григорий Михайлович пытался перенести заседания исполкома УЕФА, на котором планировали утвердить город-хозяин финала Лиги чемпионов в 2018 г.
А еще в срыве нашей заявки подозревали Москву, поскольку киевский финал в канун старта чемпионата мира в России там расценивают как увесистую оплеуху. Одним из излюбленных фэйков российской пропаганды об Украине является утверждение, что у нас настолько все плохо с экономикой, что мы не проведем ни "Евровидение", ни, тем более, серьезное спортивное мероприятие. И что Запад от Украины отвернулся, а с России вот-вот снимут санкции. Решение же УЕФА означает: Москва опять политически провалилась. Причем — с треском.
Что же касается Суркиса, то если подозрения в его адрес небезосновательны, финал Лиги чемпионов в Киеве в 2018 г. можно считать личным проигрышем вице-президента. По большому счету нынешняя победа Киева состоялась в первую очередь благодаря работе уже нового руководства ФФУ во главе с Андреем Павелко. Да и ситуация в федерации показывает, что команда Суркиса де-факто отходит на вторые, а иногда даже третьи роли. В конце концов, он полностью проигрывает в медиа своим основным соперникам.
Его последний и единственный козырь — столичное "Динамо". Вот только на последний матч с "Наполи" болельщики просто не пришли. Возвращение в большой футбол Суркис должен начать с того, с чего начинал двадцать лет назад — с возрождения любимого клуба половины Украины. Без этого его звезда будет только угасать.