Степан Полторак: хвалить нельзя уволить
Степан Полторак - третий руководитель Министерства обороны с начала военного конфликта на востоке Украины. До назначения на этот пост в октябре
2014 г. он в чине генерал-полковника командовал Национальной гвардией, а до ее создания в апреле прошлого года - Внутренними войсками (с февраля 2014-го). В гущу военных событий Полторак попал с мирного и уютного кресла начальника Академии внутренних дел, которую он возглавлял с 2002 г., успев получить за это время степень доктора философии по педагогике. Однако столь продолжительный научно-педагогический период не помешал бывшему командиру бригады возглавить Минобороны. С приходом Полторака в Кабмин боеспособность украинской армии заметно усилилась, а материальные проблемы начали решаться быстрее.
Понятно, что это заслуга отнюдь не только министра. На оборону государства сегодня работает много организаций, огромный вклад вносят волонтеры и западные партнеры Украины. Тем не менее на фоне регулярных провалов двух предшественников Полторак выглядит значительно увереннее. В первую очередь это касается общего ритма работы министерства и готовности его руководства изменять прогнившую систему. За помощью министр обратился к компаниям из так называемой "большой четверки" - Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte и украинскому отделению KPMG. Эти авторитетные структуры работают с украинским оборонным ведомством по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатывают стратегический план реформ, для чего вошли в созданный при Минобороны в конце апреля Совет реформ. Во-вторых, проводят аудит текущей деятельности ведомства и оперативную оптимизацию структуры и ресурсов министерства. Эта часть работы ведется еще с декабря прошлого года.
За это время в аппарате Минобороны произошли серьезные изменения: кадровый состав был сокращен с 770 до 625 человек, ликвидированы сразу четыре департамента (административный, кадровой политики, связей с общественностью и экономической и хозяйственной деятельности). В то же время появился новый департамент защиты государственной тайны и был полностью переформатирован департамент государственных закупок и поставок материальных ресурсов.
Последнее направление является одним из самых важных для армии, особенно для тех ее подразделений, которые находятся в зоне АТО. И здесь под присмотром все тех же международных аудиторов и волонтеров Минобороны удалось достичь значительных успехов. Так, основная часть всех закупок, которые проводит ведомство Полторака, теперь проходит по электронной системе госзакупок, запущенной в марте. Как правило, в таких аукционах принимают участие от двух до 15 компаний, многие из которых ранее или не могли подступиться к тендерам, или им это было невыгодно. В итоге, по оценкам экспертов и волонтеров, на каждой операции Минобороны удается сэкономить от 10 до 30% бюджетных средств, а это с учетом объемов закупок сотни миллионов гривен.
С другой стороны, нечем похвастаться в сфере армейского питания. Здесь, как и во времена правления Виктора Януковича, правят бал четыре компании - ООО "Авика", "Адмет-Групп", "Укрпродакорд ОР" и ЧП "Артек-Союз". Они кормят украинских солдат вот уже несколько лет на бесконкурсной основе. При этом данные о фактических собственниках этих структур широкой общественности неизвестны. Фамилии номинальных собственников, а они меняются довольно часто, ни о чем не говорят. Исключение составляет лишь ООО "Адмет-Групп", среди учредителей которого можно найти людей, близких к экс-министру аграрной политики Николаю Присяжнюку. Возможно, никто бы эту пищевую монополию и не трогал, если бы все четыре фирмы готовили недорогие и качественные обеды для наших солдат. Но свидетельства многих военных и уже разгоравшиеся по этому поводу скандалы говорят о том, что ситуацию надо менять и желательно быстро. Министр обещал это сделать еще в январе, но анонсированных открытых конкурсов по выбору новых фирм-кормильцев до сих пор так и не состоялось.
Откладывается на неопределенное время и реформа военной медицины. Глава Минобороны заверял, что соответствующий проект будет представлен в марте, но на дворе июнь, а конкретные планы ведомства по улучшению медицинского обслуживания военнослужащих до сих пор неизвестны. Более того, судя по тому, что 10 июня Президент поручил подготовить на эту тему "специальное большое совещание", работа в данном направлении или не начиналась, или безнадежно застопорилась.
А вот что удалось Полтораку в социальной сфере, так это увеличить заработные платы кадровым военнослужащим в полтора-два раза и выбить из бюджета около 1 млрд грн. на строительство и покупку жилья для их семей. Впрочем, исходя из ожиданий Минобороны, предполагалось получить больше средств. Так, ведомство планировало, что до конца текущего года будет приобретено 4300 квартир (при очереди в 40 тыс.), но в таком случае средняя стоимость одной квартиры, исходя из предусмотренного на эту статью 1 млрд, должна составлять около 233 тыс. грн., или порядка $10 тыс. За такие деньги жилье можно сегодня купить разве что в прифронтовой зоне.
Наконец, явным плюсом в деятельности Степана Полторака, хотя здесь не обошлось без поддержки внешнеполитического ведомства и Администрации Президента, можно назвать начало долгосрочного сотрудничества ВСУ с сотнями инструкторов из Канады, США, Великобритании и Польши. Наши бойцы смогут проходить качественную военную подготовку как минимум до 2017 г. включительно.
Уточнить название врага
В январе нынешнего года Степан Полторак выступил с инициативой написания новой Военной доктрины Украины. Действующая доктрина была принята еще в 2012 г. и полностью оторвана от нынешних реалий. Хотя, по иронии судьбы, многие упомянутые в этом документе тенденции и угрозы стали свершившимися фактами - "возникновение новых военных конфликтов в регионе", "предъявление территориальных претензий", "сепаратизм", "вмешательство в дела Украины других государств". Осталось наполнить фабулу конкретными механизмами - мерами противодействия, стратегией и тактикой обороны и пр. И уточнить название врага.
Об успехах и провалах в деятельности других министров читайте здесь
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июль-август 2015 г. (№7-8/432-433)