• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Сможет ли Порошенко победить в себе русское православие

От ответа на этот вопрос зависит по большому счету не только развитие страны, но и ее целостность
Реклама на dsnews.ua

Близкие к УПЦ СМИ уже поспешили известить публику, что выборы президента и мэра столицы выиграли "прихожане УПЦ", "сторонники курса митрополита Владимира на автономию" а также на "церковное единство". Все это, разумеется, набор штампов. Но они призваны, с одной стороны, придать новой власти благообразности, с другой - намекнуть ей, чего от нее ждут по эту сторону церковного порога. Заявить, так сказать, городу и миру, что "властьнаша".
 
И это правда. Во всяком случае в том, что касается Петра Порошенко. Это очередной - второй подряд - в нашей истории "московско-православный президент", церковный благодетель и прочая. В отличие от предыдущего "православного президента" он не хвалится "афонскими сувенирами" и не ссылается на "пророчества старцев". Но на этом отличия заканчиваются. Петр Порошенко точно так же, как и его предшественник, "показательно воцерковленный" в УПЦ МП. Точно так же любит позировать с архиереями, с иконами наперевес, в облачениях. Всегда готов вмешаться в церковные дела - причем не только защитить, но и "наставить на путь истинный", как это произошло на выборах местоблюстителя Киевской кафедры. В общем, нет никакой надежды на то, что во время его президентства иссякнет мода выпячивать свою "церковность" и традиция создавать сумасшедшие коктейли "духовность", смешивая в

Порошенко должен решить для самого себя - готов ли он посадить хоть одного церковного иерарха за то, что тот поддерживал сепаратистов

разных пропорциях политику, идеологию и интересы отдельных церковных групп.
 
Интересно также то, что Порошенко - не просто прихожанин УПЦ МП. УПЦ МП разная в разных приходах. Но новый президент - православный образца Ионинского монастыря. Известного, во-первых, своим русофильством, во-вторых, умением работать с нужными людьми. Напомню, что в этом монастыре велась активная пропаганда за "православного президента" в обе кампании Януковича - 2004 и 2009 гг. Сколько бы Киевская митрополия не декларировала свое невмешательство в выборы и сколько бы не осуждала "политическое православие", руководство Ионинского ни разу не пострадало. Напротив, уже долгое время Ионинский монастырь считается "образцовым": активно работает и умеет дружить с нужными людьми. Вполне достаточно, чтобы простить некоторые шалости и несколько чрезмерную приверженность сомнительным доктринам.
 
Говорят, Петр Порошенко переболел русофилией и успел от нее излечиться. Нам остается уповать на то, что в процессе у него выработался иммунитет. Потому что серьезное отношение к своей воцерковленности, возведенное в степень власти,  может сыграть с ним дурную шутку. Как то случилось с его предшественником и другими, менее заметными представителями украинского и российского истеблишмента. Увы, пока нет оснований полагать, что Порошенко откажется от идеи активно "строить церковную политику". То есть церковная политика получит прекрасную возможность "строить" его. Кстати, любопытная деталь: подозрительно часто по правую руку от Порошенко во всех церковных инициативах почему-то постоянно возникает известный гарант интересов Московского патриархата в Украине - Андрей Деркач.
 
И разве кого-нибудь удивило, что первым русским, поздравившим Петра Порошенко с победой, стал патриарх Кирилл? Еще до всякого официального оглашения результатов. И если реакция Кремля ясно указывала на то, какой именно выбор украинцев там приветствуют, то и тут можно не сомневаться, что выбор в пользу Порошенко оказался колоссальным подарком лично патриарху Кириллу.
 
То, что патриарх Московский воспрял духом, отразилось в его послании. Не только в поспешности, но и в тоне, и в содержании. Патриарх еще не до конца уверен в своем влиянии на нового украинского лидера - да и какой россиянин после всего случившегося может быть уверен хоть в чем-то украинском? Поэтому в послании он сух, строг, сдержан, но при этом демонстративно делает первый и весьма резвый шаг к диалогу.    
 
Данный диалог необходим ему позарез. Лично ему - и уж потом Путину, Кремлю, "Газпрому" и Ганвору.  Ему во что бы то ни стало нужно вернуть Украину в зону своего влияния. Потому что иначе в политическом поле России его влияние с устрашающей скоростью стремится к нулю. Предлагая себя в качестве миротворца и переговорщика, патриарх обращается не столько к Порошенко, сколько к Путину. Которому предстоит крепко подумать над тем, как выйти из "украинского гамбита" не потеряв лицо.
 
Вопрос в том, как примет этот сигнал Порошенко. В данное время у Украины очень напряженные отношения с РПЦ. Ряд ее архиереев - в том числе, по слухам, и сам патриарх Московский - попали в списки лиц, которым запрещен въезд в Украину. Наша страна слишком дорого заплатила и продолжает платить за патриарший проект "Русский мир". В Украине слишком многие - среди которых и избиратели Петра Порошенко - крайне раздражены патриархом Московским, РПЦ и российскими анклавами в Украине, работающими под церковным прикрытием.
 
Понимает ли это патриарх Московский? Судя по посланию - нет. Он не сомневается в правильности российской доктрины федерализации Украины. Он не скрывает того, что не собирается отказываться от "русского мира". И конечно, он не собирается извиняться. Ни за что. Ни за свою власть, с которой у него "симфония", ни даже за своих медийных клоунов, которые последние полгода поливали грязью украинских "братьев во Христе", сея ненависть и поддерживая истерию в российской пастве.
 
Впрочем, не только он не собирается ничего менять в своем поведении. Такая же тенденция наметилась и в УПЦ МП. Само важное, что они имели сообщить публике, когда их батюшку взяли с оружием при штурме избирательного участка -  что во власти снова "их человек". Значит, снова "не тронут", "в обиду не дадут". Можно жить по-прежнему. Можно со сдержанной уверенностью одобрять действия украинской власти на востоке, но при этом не слишком усердствовать самим. Нет, не будет никаких преследований священнослужителей, поддерживавших боевиков, - ничего страшнее "временного запрета в служении". Никто не станет проверять сигналы о том, что приходы и монастыри УПЦ МП оказывают поддержку сепаратистам. Ну ладно, по телефону позвонят и опровергнут слухи. Расследований не будет. Никаких. Даже в том, которое затеяла ГПУ по факту давления на митрополита Владимира, все сведется к осуждению недосягаемых для украинской фемиды Януковича, Пшонки и Захарченко. А все архиерейские имена, связанные со скандалом, окажутся вымараны и покрыты "интересами церкви". Никакого самоочищения. Никакого переосмысления. Тем более, покаяния. Победителей не судят, а победу Порошенко в УПЦ МП почему-то воспринимают как собственную.
 
Петр Порошенко не является новым человеком во власти. И уж конечно, он совсем не свободен от всех тех традиций и мод, которые были заведены при прежнем дворе - ведь он и сам из придворных. Модель его "церковного" поведения, к сожалению, легко просчитать на несколько ходов вперед. Потому что эта модель нам уже знакома. И все это оставляет очень мало шансов на то, что УПЦ  станет нормальной церковью. Она и дальше будет соблюдать "многовекторность", "федерализм", оставаясь не московской и не киевской, не украинской и не русской, ни вашей, ни нашей, всегда такой, как вам нужно, но только попробуйте ее в этом упрекнуть - и вас тут же осадят в том смысле, что она "Христова".  
 
Поэтому со стороны УПЦ МП не стоит ждать никаких резких движений. Здесь все снова будет зависеть только от воли президента и патриарха Кирилла. А также от того, удастся ли их диалог.
 
Патриарх свой ход сделал. Следующий - за Порошенко. Он может, например, вежливо пригласить патриарха Кирилла на инаугурацию. Таким образом вопрос о статусе персоны нон-грата будет по-тихому снят. И тогда можно будет со спокойным сердцем отводить войска от украинских границ. По крайней мере, до выборов митрополита Киевского.

    Реклама на dsnews.ua