Миф №3: Рейтинг политиков стал зависеть от уровня вранья о войне
Любая война всегда обрастает различными мифами, включая всевозможные конспирологические теории относительно ее причин, хода и возможных последствий. Не стала исключением и сегодняшняя российская агрессия против Украины. Более того, данное мифотворчество является обязательным элементом информационной войны, которую параллельно ведет пропагандистская машина Кремля и его пятая колонна в Украине для постоянного расшатывания ситуации в стране. Однако абсолютное большинство наших сограждан едины в том, что оккупация Крыма и дальнейшее разворачивание боевых действий в Донбассе являются следствием исключительно неоимпериалистической политики российского президента Владимира Путина. Для украинского общества сейчас нет полутонов - есть "они", то есть враг, вероломно напавший на нашу Родину, и есть "мы", которые в той или иной степени встали на ее защиту. Собственно, это четкое разделение на черное и белое наиболее консолидировало нацию за все годы новейшей украинской независимости и заложило основы для народного терпения во имя непопулярных реформ, призванных по-настоящему мо-дернизировать в ближайшем будущем страну.
Совсем другое дело с мифом о том, что война все спишет. Он действительно получил широкое распространение среди представителей как власти, так и оппозиции, тем самым став своеобразным инструментом политической борьбы. По сути, разнятся лишь подходы относительно того, что именно и в каких объемах можно оправдать военными действиями в зоне антитеррористической операции, которые с переменным успехом продолжаются уже более года. Все бы ничего, но живучесть данного штампа, заражающего многих, кто хоть единожды при решении банальной бытовой проблемы столкнулся с чиновничьим равнодушием под иезуитским соусом "так война же", является для украинского социума одним из самым опасных факторов. Дальнейшее распространение этого мифа приведет лишь к народному разочарованию во всех политиках, "заботящихся только о себе", и к новому всплеску политической апатии среди рядовых граждан, "от которых ничего не зависит". Кстати, именно на этих двух популярных лжеубеждениях ныне зиждется в России путинский режим. Таким образом, между доминированием подобного мифотворчества в нынешних украинских реалиях и торжеством украинских планов Кремля можно, безусловно, ставить знак равенства. Особенно если учесть тот факт, что прямую пропагандистскую войну в Украине Москва с треском проиграла.
Ведущие демократические страны Европы, прошедшие ужасы Второй мировой, хорошо знают, что успешные боевые действия не являются оправданием для отсутствия адекватного решения актуальных социально-экономических проблем собственных граждан. Хрестоматийный пример - политическая судьба британского премьера Уинстона Черчилля, еще при жизни ставшего непревзойденной величиной мирового масштаба. Так вот, Черчилль, в мае 1945 г. - один из столпов антигитлеровской коалиции, победившей нацизм, спустя всего два месяца провалил парламентские выборы в Великобритании. Его Консервативная партия получила всего 36% голосов избирателей против почти 50%, с которыми триумфовали лейбористы Клемента Эттли. Они построили свою предвыборную кампанию вокруг вопросов послевоенного восстановления экономики, создания всеобщей занятости и организации национальной системы здравоохранения. Чер-чилль же понадеялся лишь на свою личную популярность, которую он приобрел во время войны, и даже позволял себе весьма фривольно отзываться о программе конкурентов, утверждая, что для выполнения их требований лейбористы создадут в Великобритании гестапо. Но Уинстон Черчилль извлек правильные уроки и в результате смог вернуться в 1951 г. в премьерское кресло.
По мнению профессора социологии Евгения Головахи, сейчас в Украине наблюдается уникальная ситуация, когда отношение к центральной власти определяется прежде всего ходом российско-украинской войны. Но принцип "война все спишет" не продержится, на его взгляд, слишком долго даже в условиях успешных боевых операций украинской армии. Поэтому в верхах должны понимать, что 2014-й был годом народного аванса, а вот 2015-й станет окончательной оценкой их деятельности. К тому же устройство низовой власти на местах, по сути, до сих пор не претерпело существенных изменений. Люди устали от тотального неофеодализма, где есть малочисленная, но все решающая верхушка, и общая в своей бесправности масса обычных граждан. Сломить эту порочную систему и перейти к современной демократической культуре самоуправления призваны как широко разрекламированные реформы по децентрализации, так и последующие за ними местные выборы уже в октябре 2015 г. Впрочем, если украинцы поймут, что в лучшем случае старых местных князьков лишь заменят новые и такие же бесконтрольные феодалы, народный протест неминуем. И это всего-навсего одна из граней общественных ожиданий, пробуксовку в реализации которых априори невозможно будет оправдать проведением в Донбассе АТО. Да и нарастающее недовольство людей плачевным состоянием экономики при отсутствии реальных преобразований вряд ли можно будет купировать лишь оглашением громких цифр военно-экономических потерь.
Более того, те из украинских политиков и чиновников, кто продолжит по полной эксплуатировать тему войны в качестве универсального прикрытия своих просчетов, в нынешних реалиях быстрее всего станут терять авторитет и популярность. Сейчас общество готово смириться с непопулярными реформами, но при трех обязательных условиях. Во-первых, если людей перестанут обманывать, в том числе "фактором войны", и будут вести с ними честный диалог. Во-вторых, реформы всегда требуют последовательности, а не поля для перманентных экспериментов в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств и другой ситуативной конъюнктуры. И в-третьих, народ должен увидеть настоящие изменения в системе, включая показательный отказ от коррупционных схем и демонстративное наказание виновных в том, что до сих пор происходило в Украине.
В Украине процветает коррупция
По данным исследования международной аудиторской и консалтинговой компании Ernst&Young, Украина заняла седьмое место по уровню коррупции в бизнесе среди 38 стран. На вопрос: "Считаете ли вы, что взяточничество и коррупция широко распространены в вашей стране?" - ответили утвердительно 80% респондентов, в то время как год назад положительный ответ на этот вопрос дали 60% опрошенных.
По словам управляющего партнера компании EY в Украине и сопредседателя Центра по исследованию развивающихся рынков Алексея Кредисова, такой ответ можно расценивать как "желтую карточку" эффективности и темпу ре- форм, направленных на искоренение коррупции в Украине.
О 12 других мифах, которые в последнее время особо популярны среди украинцев, читайте здесь
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июнь 2015 г. (№6/431)