Рафаэль Гороян: Искусный спекулянт (интервью)
Миллионер Рафаэль Гороян известен в Николаеве как самый несговорчивый бизнесмен-политик. Находясь в оппозиции к предыдущей и нынешней власти, он вынужден часто общаться с милицией и прокуратурой.
Однако все профилактические беседы бесполезны: любую неприятную для себя ситуацию Гороян научился предавать огласке. При чем настолько масштабной, что с помощью пикетов он умудряется снимать прокуроров с постов
На сайте украинского Центризбиркома все еще можно найти декларацию экс-кандидата в народные депутаты от партии "УДАР" Рафаэля Горояна. В графе "доходы" у долларового миллионера из Николаева стоит многозначительный прочерк.
Причем сам Гороян, месячный оборот компании которого составляет 80 млн грн., ничего удивительного в этом не видит. Дескать, лично у него и в самом деле нет никаких доходов, а все что нужно для безбедной жизни, он берет у собственной компании.
Придумывать столь необычные комбинации, а после для них и объяснения Горояну не привыкать. В последние годы бизнесмен находится в жесткой оппозиции к власти, поэтому старается всячески себя обезопасить. Так что прочерки в декларации, похоже, не более чем попытка спрятать активы. Что постоянно создает Рафаэлю Горояну проблемы.
Последствиями его активной жизненной, а не так давно и политической позиции стали 15 уголовных дел против него и ближайшего окружения, рейдерские захваты с "маски-шоу" и даже выбитый зуб.
Но бизнесмен не унывает. Ведь опыт защиты собственности кулаками наверняка пригодится в политике. К этому, если хотите, обязывает само название партии, членом которой он является.
В прошлом году Рафаэль Гороян был зачислен в избирательный список УДАРа Виталия Кличко под номером 167. Никаких явных шансов попасть в парламент у него не было, но баллотироваться Гороян все равно согласился.
Какие обязательства сегодня возложены на вас в УДАРе?
— В партию я вступил на добровольных началах. И до сих пор политическая деятельность не требует больших затрат. Сегодня я возглавляю центральную районную организация УДАРа в Николаеве. Основная цель на данный момент — презентовать партию, донести до людей, что такое УДАР, ведь в селах многие даже не знают, что существует такая партия. Украинцы не хотят голосовать за действующую власть, но альтернативы не видят.
Неужели вы, миллионер, и впрямь не финансируете партию?
— Не могу сказать, что не финансирую ее совсем. В принципе, материальную помощь организации оказывают все члены партии. Есть определенные членские взносы, аренду билбордов основные агитаторы оплачивают самостоятельно. Однозначно то, что партия сегодня не нуждается в больших деньгах. И это меня устраивает. Сегодня в УДАРе нет определенных олигархов, которые финансируют партию как проект и требуют четко выполнять то, что ты делать не хочешь.
Тогда за какие заслуги вас включили в избирательный список УДАРа на парламентских выборах 2012 года?
— Думаю, этот вопрос лучше задать руководству партии в Киеве. Мои заслуги должен подчеркивать не я, а мое окружение, те, кто со мной работает и общается.
У вас было 167-е, без сомнения, не проходное место в списке. На что вы рассчитывали?
— Я вообще не хотел баллотироваться. Когда в избирательный список вводили представителей Николаевской области, начались репрессии по отношению не только к нашим списочникам, но и мажоритарщикам. Списки были открыты, мы просили людей, чтобы они баллотировались, и ни копейки денег для этого не требовалось.
Некоторые молодые перспективные бизнесмены загорелись желанием, а потом получилось так, что они стали отказываться от работы в партии из-за давления на бизнес. Начались системные проверки через налоговые, экологические, пожарные службы. Люди очень боялись вступать в партию.
Поэтому мое выдвижение в народные депутаты было показательным шагом, чтобы все увидели, что это не страшно и не больно. Есть определенные методы, с помощью которых надо показывать власти ее место. Чтобы власть имущие не считали себя царями. Они такие же, как и все.
Странно, что вы не хотите в ВР. Туда ведь все стремятся.
— А что мне там делать? Я успешный бизнесмен, умею вести бизнес, считаю себя профессионалом, и это поле, на котором я умею воевать. А ВР, особенно то, что сейчас там творится… быть немножко испорченным, идти против своих принципов — ради чего?
В декларации, которую вы подавали в ЦИК, в графе доходы стоит прочерк. Вам есть что скрывать?
— Я не скрываю своих доходов. Возможно, это какое-то недоразумение. Пакет документов готовил секретариат, я больше внимания уделял работе с избирателями и, видимо, упустил из-под контроля этот вопрос. Я обязательно разберусь и внесу уточнения в декларацию.
Тогда почему стоит прочерк? Вы ведь не так давно купили автомобиль Jaguar почти за миллион гривен.
— Скорее всего, это чисто техническая ошибка. Jaguar был приобретен в кредит. У меня не только Jaguar, а меня несколько автомобилей. Я занимаюсь бизнесом — владею компанией, вхожу в состав учредителей. Естественно, что эти взаимоотношения с группой предприятий приносят определенные дивиденды, на которые я могу содержать свой автопарк.
Зато у вашей жены есть дом на 700 квадратных метров, а у вас еще и дача на 730. При этом на их содержание, если верить декларации, вы не потратили ни копейки. Выходит, декларация для вас была формальностью?
— Я проверю, были ли там допущены ошибки. Естественно, как хозяин бизнеса, я не являюсь бедным человеком. К тому же, моя жена также ведет предпринимательскую деятельность. Мы подаем периодическую отчетность в соответствии с налоговым законодательством, платим налоги. Нам хватает общих доходов на обслуживание дома, где мы живем семьей, и другие расходы.
Аграрный барон
Несмотря на то что Рафаэль Гороян богатым человеком себя не считает, еще несколько лет назад именно его компания была одним из трех крупнейших украинских экспортеров подсолнечника.
Но после прихода на украинский рынок таких гигантов, как "Кэрнел" и "Креатив Групп" производство подсолнечника пришлось свернуть к минимуму.
Однако Рафаэль Гороян, не выходя из аграрного бизнеса, сумел быстро переориентироваться. С тех пор структура его бизнес-активов разрослась до внушительных размеров.
В состав концерна "Прометей" входит три элеватора, мощный грузовой автопарк, а также предприятия по выращиванию зерновых культур, свиней, перепелок и страусов.
Впрочем, сам Рафаэль Гороян мечтает избавиться от всего этого "балласта", сосредоточившись исключительно на торговле.
А все потому, что у него, дескать, есть интуиция, которая всегда подсказывает нужный момент для спекуляций на рынке зерна. Ну, а чтобы торговля шла бойко, Горояну нужны элеваторы — предмет его главных инвестиций.
Почему вам больше всего нравится заниматься торговлей?
— Это то, что я умею делать и очень люблю. Я до сих пор уже почти 20 лет никому не доверяю это направление. Я сам торгую, езжу на встречи, сам открываю новые рынки, провожу все сделки. Кроме торговли — это автомобильные грузовые перевозки и элеваторы.
Торговля ищет зерно у производителя, номинирует автотранспорт у моей же компании и после этого сопровождает сделку до элеватора. А там уже вступаю в игру я, после чего отгружаю сырье или в порты, или продаю его прямо на элеваторе.
Как-то вы заявляли, что производством, транспортировкой и продажей зерна должны заниматься не связанные между собой бизнес-структуры. А сегодня говорите о замкнутом цикле, которым руководите лично вы. Неужели желания распродать активы, оставив себе только торговлю, больше нет?
— Я ушел в инфраструктуру лишь потому, что на рынке зерна нет четких правил. Мне неоднократно приходилось вести судебные тяжбы с элеваторами, куда можно было завести товара на 400 млн грн., а потом его не забрать. По разным причинам.
Ведь это же большое искушение — прикарманить хотя бы одну гривню, когда на твоем элеваторе хранится зерно на сотни миллионов. Но я все еще хочу найти порядочную компанию, которая купит всю инфраструктуру, а я занимался бы только торговлей.
Вы владеете тремя элеваторами. На этом рынке очень жесткая конкуренция. Как заманиваете к себе клиентов?
— Наше главное преимущество — индивидуальный подход к клиенту. Все сделано, как в дорогом бутике, где обхаживают клиентов, но не пытаются выманить у них деньги любой ценой.
Мы садимся наравне, пьем кофе, обсуждаем контракт, а потом оформляем документы. К тому же мы полностью устранили коррупцию, и фермер начал доверять нашим элеваторам.
Он знает, что если отправит машину даже без представителя, его товар будет в сохранности, пока он не приедет за деньгами. И это им нравится.
В отличие от других у нас есть открытый доступ в лабораторию. Мы пускаем клиентов со своим влагомером, своим оборудованием. Они это ценят.
А еще я чувствую рынок и могу на 80% угадать хорошее время для спекуляции. Я с клиентами этой информацией делюсь. Они пробуют продавать, когда я им советую, и у них неплохо получается.
Для того чтобы получить хорошую прибыль в аграрном бизнесе, в него нужно сделать немало капиталовложений. Кто ваш основной кредитор?
— У нас практически нет кредитов. Считаю, что когда тебе тяжело и хочется взять кредит, лучше это перебороть, найти другие методы решения вопроса. Ведь через год его надо гасить, а нечем. Тогда человек берет новый кредит, перекрывает им первый, после чего все это за два-три года превращает нормальный бизнес в грязную пирамиду. Только возникает вопрос, сколько лет проживет такая пирамида?
Если кредитов не берете, значит бизнес высокодоходный. Что делаете с прибылью?
— Реинвестируем в бизнес. К примеру, у нас в планах через год строительство двух элеваторов.
Их география будет расширяться или вы ограничитесь Николаевской областью?
— Сейчас мы думаем строить в Кировоградской области. Потом будем двигаться в Днепропетровскую область. Это маленькие (10-40 тыс. т) элеваторы. Будем строить так: первый год — зернохранилище на 10 тыс. т, потом, если дела пойдут гладко, приступим к строительству элеватора на 20 тыс. тонн и так далее.
Однако вы один из немногих бизнесменов, кто вместо современных металлических элеваторов в виде колб строит самые обычные бетонные ангары. Почему?
— Колбы всего лишь красивее выглядят — расчет делается исключительно для привлечения инвестора. Такие элеваторы обходятся ориентировочно в $10-14 млн.
Свои элеваторы я строю таких же объемов, мощностей, скорости отгрузки и приемки зерна, но всего за $2-3 млн.
Я строю элеваторы напольного типа: бетонные стены, бетонная крыша, самый обычный асфальт, нижняя, верхняя галерея, приемный бункер или несколько бункеров, сушилка и сепаратор. Конечно, на обслуживание я трачу бльшие деньги, но это удорожание составляет всего 20-30%.
Так что на каждом строительстве я экономлю практически $10 млн. К тому же, бетонные стены могут стоять и 100, и 400, и 500 лет. А на металлические элеваторы гарантия 10-12 лет. То есть ты строишь красивую махину, а через 10-12 лет ее нужно срезать и опять отстроить, потратив все те же $10 млн.
Насколько статус оппозиционера мешает ведению бизнеса?
— Я всегда был в оппозиции. И при Ющенко, и при Януковиче. Бизнес всегда приходилось защищать собственными руками.
У меня есть определенные права как у физического или юридического лица, и я должен ими пользоваться. Если же кто-то хочет эти права у меня забрать, я буду делать все, чтобы отстоять их в суде.
К сожалению, в нашей стране за все надо бороться — за свой дом, свой бизнес, свое право спокойно идти по улице.
"Липовый" паспорт?
Темная страничка биографии Рафаэля Горояна — его гражданство.
В октябре 2008 года тогдашний начальник милицейского главка Николаевской области Анатолий Науменко заявил, что украинское гражданство Рафаэль Гороян получил незаконно.
В ходе разбирательств подчиненные Науменко обнаружили весьма интересные факты. Оказалось, что главной причиной выдачи нашему собеседнику украинского паспорта стали родственные связи. Его родная сестра Наира в момент обретения Украиной независимости якобы постоянно проживала в Николаевской области, поэтому имела полное право претендовать на украинское подданство, а если повезет, то выбить его и для своего брата.
Где и как брались доказательства ее проживания в Украине в далеком 1991 году — дело туманное, однако Рафаэлю и Наире Гороянам поверили, и они оба получили украинские паспорта. Впрочем, уже совсем скоро с заветными "корочками" пришлось попрощаться.
Армянские спецслужбы, к которым обратились украинские сыщики, заявили, что в 1991-м Наира Гороян училась в одной из ереванских школ. Это означало, что ни она, ни тем более ее брат права на автоматическое получение украинского гражданства не имели.
И хотя Рафаэль Гороян категорически не соглашался с такими выводами, гражданства его все же лишили. В отместку он начал регулярно пикетировать президентскую канцелярию, после чего украинский паспорт ему таки выдали. На вопрос "ВД": "Законно ли?", отвечает утвердительно: "Законно".
Как вы получили украинское гражданство?
— На момент обретения Украиной независимости все, кто находился на ее территории, мог получить гражданство. Я и моя семья собрали свидетельские показания, соответствующие справки, документы. На этом основании нам дали гражданство.
И все эти доказательства, если верить правоохранительным органам, оказались липовыми. Разве не из-за этого вас лишили гражданства?
— Это произошло в тот период, когда мы воевали с прокурором Николаевской области. На меня и сотрудников моего предприятия "Прометей" тогда было заведено около 15 уголовных дел. Преследованию подвергались директора, я, члены моей семьи. Каждую неделю происходили обыски дома, в офисе — "маски-шоу".
В итоге СБУ задержало трех свидетелей, которые ранее подтвердили, что я в 1991 году жил в Украине. Их три дня не кормили, угрожали, после чего они заявили, что раньше меня не видели. А ведь это были наши соседи.
Но в свидетелях были не только они, но еще много людей, которые жили по соседству, знали меня. Я предоставил множество документов, но ни один из них не был принят ко вниманию. Так что меня лишили гражданства лишь на основании отказа тех самых трех свидетелей.
Милиция заявляла, что у вас выявили поддельный военный билет, на основании которого вы якобы также получили гражданство. Откуда у вас взялся этот документ?
— В армии Украины я не служил. Вопрос о военном билете был искусственно "раздут" СМИ.
Возможно, вы служили в армии Армении?
— В Армении я только учился в школе. В Украине поступил в Николаевский кораблестроительный институт, но военной кафедры там не было. Таким образом, у меня нет и не было военного билета, я его никогда не видел.
Кто поспособствовал тому, чтобы вас лишили гражданства?
— Это был еще один повод надавить на меня. Считаю, за этим стоял на то время прокурор Николаевской области Стоянов. У меня тогда был большой строительный и экспортный бизнес. Наша компания входила в тройку крупнейших в Украине экспортеров подсолнечника.
Повторно вы получали гражданство на основании того, что ваша родная сестра 24 августа 1991 года якобы проживала в Украине. Однако милиция утверждала, что и это неправда, поскольку ваша сестра в то время училась в армянской школе. Выходит, снова поддельные документы?
— Нет. Она действительно училась в Армении, но потом перевелась в Украину. Есть соответствующий документ, который это подтверждает. В Украине она училась в Николаевском кораблестроительном институте. В судах я доказал свою правоту. Я собрал пакет документов, отправил их в Администрацию Президента и получил паспорт. В настоящее время я официально являюсь гражданином Украины.
В здоровом теле — здоровый дух
Досуг Рафаэля Горояна — сплошное приключение. Как только появляется свободная минута, он тот час же садится на квадроцикл и отправляется в очередное путешествие.
Колесит в основном по бескрайним украинским просторам. Говорит, что заграница его ничем не впечатлила, а здесь — уйма неизведанных уголков. Именно там наш собеседник чувствует себя по-настоящему свободным от повседневной суеты.
"Чего стоит один только Кизомыс в Херсонской области! — воодушевляется Гороян. — Это райские места: маленькие острова, полуострова, лабиринты, горы, вода, Днепр… Очень красиво".
Для подобных приключений, конечно же, нужны немалые силы. Их наш собеседник черпает в спорте. Трижды в неделю он выбирается в спортзал, где тягает гири и штанги. А еще может вдоволь накричаться.
Что вам дает занятие фитнесом?
— Здоровье. Вообще, я так расслабляюсь. После этого мне светлые мысли приходят в голову. Я не представляю бизнес без спорта.
Думаю, спорт и бизнес должны идти в паре. Когда получаешь сильную физическую нагрузку, все мысли уходят.
Вот вроде как с проблемами заходил в зал, а выходишь из него спокойным, с четким видением как решить тот или иной вопрос.
Предпочитаете заниматься в собственном тренажерном зале?
— У меня нет своего зала. Я хожу в обычный фитнес-клуб, где много людей. Охраны у меня нет, стараюсь не отделяться от горожан. Живу в скромном районе, обычном доме.
Не то чтобы не было средств на что-то шикарное, просто не хочу потерять тех друзей, которые были у меня до того, как я стал богаче, чем сейчас. Хотя богатым человеком я себя назвать не могу.
Современных детей приучить к спорту довольно сложно. Как справляетесь с этой проблемой?
— Старшего я с трудом тащу в спортзал. Это всего лишь три раза в неделю, но каждый раз у нас война. Это поколение практически не поддается влиянию. Интересы ограничиваются компьютерными играми. Он из-за этих компьютеров зрение потерял: минус 3,5 уже. Вон, у племянника сколиоз, потому что после школы они делают уроки и усаживаются за компьютер. Это сильно бьет по здоровью, и я не вижу перспектив.
Младших я уже иначе воспитываю. Интернет им пока объективно не нужен, от телевизора отказались принципиально. Да, в современном мире без компьютера никак. Его нужно осваивать, но всему свое время.
Сегодня молодые люди приходят ко мне на работу. Я спрашиваю, чем они умеют заниматься? Те отвечают, что отлично владеют компьютером. Больше ничем. Практически никаких специальных навыков. Но мне нужен тракторист, управляющий, мне нужны люди, которые живут в реальном, а не виртуальном мире.
В зале вы спокойный атлет или же даете выход адреналину?
— Когда беру большой вес, кричу даже. Когда кричишь — выплескивается адреналин и силы добавляется на 20-40%. Но лучше кричать, когда людей рядом нет, а то пугаются.
Перспективы
Политика для Рафаэля Горояна пока больше хобби. Похоже, что активно ею заниматься он станет лишь в следующем году, когда на горизонте замаячат президентские выборы.
Лидер УДАРа Виталий Кличко уже заявил о своих амбициях занять это кресло, а потому Рафаэлю Горояну придется серьезно поработать, чтобы в случае участия в президентской гонке 2015 года своего партийного босса обеспечить ему хороший результат в Николаевской области.
Что же касается бизнеса, то в ближайшее время основной упор Рафаэль Гороян сделает на расширение сети элеваторов. При этом отказываться от убыточного растениеводства он также не будет и наверняка постарается нарастить объемы земельного банка минимум до 10 тыс. гектаров.
К тому же г-н Гороян очень ждет открытия рынка сельскохозяйственной земли. А потому смеем предположить, что как только мораторий на ее продажу снимут, все силы он тотчас же бросит на покупку сельхозугодий.