• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Почему президентский сайт петиций заполонили фрики и лоббисты

Показать абсурдность такого канала влияния граждан на власть — возможно, план Б. Тактика очевидна: важные петиции заваливаем информационным хламом, отключаем функцию поиска — и идея с петициями показывает свою несостоятельность
Фото: businessinsider.com
Фото: businessinsider.com
Реклама на dsnews.ua

Имитация остается основным modus operandi нынешней власти. Она имитирует войну, реформы, политический процесс и т. д. Казалось бы, Революция достоинства не могла пройти для нашей власти совсем уж незамеченной и не оставить на ней ни одной зарубки. Однако история с конституционной реформой, которую обществу предложили принять вслепую, ориентируясь на лозунги и политические спекуляции, со всех сторон показала, что главного урока власть так и не извлекла. Она по-прежнему считает себя вершителем судеб страны и будет вершить их по собственному усмотрению, не утруждая себя даже тем, чтобы поставить страну в известность.

Но информационная блокада между властью и гражданами выглядит вызывающе. С этим нужно было что-то делать, и на президентском сайте появился раздел петиций. Идея выглядела очень хорошо - этакий широкий шаг к давно обещанному е-правительству. Но практика показала, что внедрение высоких технологий само по себе только добавляет неразберихи. Первые же петиции-победители вызвали пересуды. Назначение Саакашвили премьером, легализация оружия, снятие акциза на ввоз авто. Все это выглядело каким-то второстепенным что ли. За каждой из этих петиций виделась чья-то рука - манипуляторов, лоббистов или просто фриков. На все эти сомнения, конечно, есть простой ответ: лоббисты, манипуляторы и фрики имеют такое же право зарегистрировать петицию, как и любой другой гражданин Украины. А то, что его петиция набрала большое количество голосов... Да, вот тут и начинается самое интересное. От рассуждений на тему "украинское общество не готово" до "это боты!".
Очевидно, что о готовности общества, как и о действенности петиций, делать выводы рано. Но уже можно сказать: проблема взаимного недоверия граждан и власти не только не рассасывается, но и обостряется. Реальное отношение к петициям со стороны АП видно по состоянию сайта. Начиная с того, что работает он из рук вон плохо, постоянно выдавая сообщения об ошибке, за которыми угадывается единственное желание хозяина - чтобы визитер поскорее убрался. И заканчивая тем, что информация организована на сайте "в хаотичном порядке". Характерный момент: в списке петиций значится "петиция о петициях" с предложением оптимизировать сайт и сделать его хоть чуточку более дружественным к пользователям.

Вряд ли эту просьбу удовлетворят. Общение граждан с властью не должно быть легким и доступным. В идеале (для власти) его вообще быть не должно. Петиции на сайте Президента - точно такое же "украшение в новомодном стиле", как плебисцит "Самопомочі" на ФБ "оставаться ли нам в коалиции и в каком качестве" - уже после того, как они проголосовали по Конституции и изгнали "несогласных" (по этим вопросам мнение общественности партию не интересовало).

Очевидно, что о готовности общества, как и о действенности петиций, делать выводы рано. Но уже можно
сказать: проблема взаимного недоверия граждан и власти
не только не рассасывается, но и обостряется

Это не стало, конечно, сюрпризом - откуда бы взяться другому? Хватит с нас уверения в том, что "папа днем и ночью о вас заботится". Можете смеяться, но иногда Петр Алексеевич почти именно так и озвучивает: "Я постоянно об этом думаю и обязательно найду ответ". Это должно нас одновременно и удовлетворить, и уверить в том, что делиться подробностями, сомнениями и прочей "кухней", как и советоваться, с нами никто не станет.

Впрочем, петициями власть встала на скользкую дорожку. Судьбы некоторых петиций, кстати, не в последнюю очередь благодаря усилиям лоббистов и "произведениям" все тех же фриков, стали отслеживать журналисты и блоггеры. Что заставляет власть хоть как-то реагировать на эти обращения, а не отправлять их в два клика прямиком в рисайкл бин. Власть, собственно, уже занервничала. Иначе как тогда понять глупое выступление замглавы АП Шимкива о том, что все эти подписи под петициями - филькина грамота, потому что их ставят боты. Не знаю, зачем Шимкив так подставился, ведь он как будто специалист в области IT, но был немедленно и заслуженно осмеян.

Его выступление было понято так: власть не хочет иметь дело с петициями. И она оставляет за собой право решать, какие из них подписаны ботами, а какие - реальными людьми. Сайт петиций - это просто еще одна ширма, которой власть отгораживается от необходимости общаться с собственными гражданами. Когда эту ширму ставили, обеспечивая видимость "демократических процессов", желанием власти было вовсе не узнать думы и чаяния граждан, а дать отводной канал (или лучше сказать - свисток) для особо активных и политически озабоченных. Чтобы не на улицах шумели, а перенесли свою энергию на клавиатуру компьютера. Чтобы без криков, горящих шин, тем более гранат.

Реклама на dsnews.ua

Как показала жизнь, от гранат это не спасло. И не могло спасти в ситуации, когда уличные протесты и уличное насилие не демонстрация воли граждан, а "спецэффекты" на полях шоу Савика Шустера. Да и активность граждан петиции погасить не могли. Хотя бы потому, что большинство граждан либо не разбираются в тонкостях электронной демократии и не верят ни в какое е-правительство, либо просто не верят, что власть действительно будет обращать внимание на какие-то там петиции. Мы, украинцы, закоренелые материалисты. Мы твердо знаем, что горящие шины куда надеж­нее, чем ряды знаков на президентском сайте. Шины к тому же анонимны.
То, что в АП занервничали по поводу петиций, - хороший сигнал. Но стоит ждать какого-то ответного удара, чего-то посущественнее, чем детские отговорки Шимкива про ботов. Одна из возможностей заложена прямо в структуру сайта. Зная, что в АП на высоком посту работает, по крайней мере, один опытный айтишник, можно не сомневаться, что все баги сайта - только для нас баги. В умелых руках они легко превращаются в фичи.

На момент написания этой статьи на сайте петиций было 324 страницы, примерно по два десятка петиций на каждой. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что некоторые петиции дублируются только на одной странице (!). Сколько раз они дублируются в общем списке петиций, не могу сказать, потому что поиск не работал, а перелистывать больше 300 страниц на плохо работающем сайте не станет решительно никто. Второго беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в том, что примерно половина петиций либо бредовые, либо касаются локальных проблем и никогда не пройдут 25-тысячный барьер. Тактика очевидная, хорошо сформулированная патером Брауном: где умный человек прячет лист? В лесу. Важные и стоящие петиции как следует заваливаем информационным хламом, отключаем функцию поиска - и вуаля: вся идея с петициями приобретает отчетливый оттенок абсурда.

Показать абсурдность такого канала влияния граждан на власть - возможно, план Б. Если граждане не успокоятся и продолжат бомбардировать власть своими петициями, а дотошные активисты и журналисты - своими запросами о судьбах популярных (но невыгодных власти) петиций, всю эту затею можно будет свернуть под благовидным предлогом очевидной абсурдности. Пока что петиции выполняют роль психотерапии для граждан и демо­кра­тической декорации для власти. Вопрос лишь в том, насколько этот компромисс удовлетворит обе стороны.

Что мешает нам общаться с властью

Проблема "вертикальной" коммуникации не только в традиционно барских замашках нашей власти. Коммуникативные барьеры формируются школой, семьей, медиа, бюрократией - всем тем, что по-прежнему пропитано советскими традициями подавления и недоверия. Недоверие к власти - частный случай неготовности людей доверять друг другу. Нам еще только предстоит осознать, что демократия - это нормальная коммуникация, постро­енная на принципе доверия.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за октябрь 2015 г. (№10/435)

    Реклама на dsnews.ua