Перезагрузка власти: Своя игра для обитателей болота
Сохранив смешанную избирательную систему, уходящий в историю парламент седьмого созыва подложил сменщику свинью - мажоритарное болото, которое обязательно превратится в рассадник теневых договоренностей и мутных схем, когда одной из правящих партий (БПП или НФ) понадобится обеспечить голосование вопреки желанию второй. Рудимент уходящей эпохи - беспартийный депутат-мажоритарщик, который "никому ничего не должен", кроме, разумеется, избирателей, проживающих на конкретной территории, - получил право на новую интересную жизнь.
Виды и подвиды
Итак, 97 будущих парламентариев баллотировались в качестве самовыдвиженцев, не пожелав себя компрометировать принадлежностью к какой-либо партии или не получив такого права (чтобы не компрометировать саму партию). По предварительным подсчетам, 18 таких "замаскировавшихся" вольются, официально или неофициально, в пятую колонну на базе "Оппозиционного блока".
Проходят в новый парламент 14 представителей группы "Экономическое развитие" (из 42-х, числившихся в ней в седьмом созыве), во главе с идейным вдохновителем образования Виталием Хомутинником. Весной-осенью группа "Экономразвитие" запомнилась переборчивым отношением к инициативам правительства и парламентского большинства. Нет никаких сомнений в том, что ориентирующиеся на экс-"младорегионала" Хомутинника депутаты захотят продолжить практику получения бонусов за правильное голосование. Группа "Суверенная европейская Украина", насчитывавшая в прошлом созыве 35 нардепов, вряд ли сможет нарастить численность до обретения официального статуса - на Владимира Литвина и Игоря Еремеева готовы ориентироваться до семи человек. Еще одной монолитной микрогруппой станут "балоговцы" - Виктор Балога, два его брата, Василий Петевка и Михаил Ланьо. Обе они вряд ли официально присоединятся к коалиции, но потребуют "индивидуального подхода".
Также Петр Порошенко и его партия в качестве резерва имеют до 15 депутатов, лично обязанных за комфортное попадание в парламент. К примеру, Андрей Деркач, Александр Герега (сумевший также протащить в ВРУ замруководителя ООО "Эпицентр К" Андрея Шинковича), Олесь Довгий и другие одиозные деятели или не имели на своих округах кандидатов от БПП, или таковые кандидаты выполняли чисто техническую функцию. Еще около 50 человек - креатуры Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа, партнеры олигархов поменьше или просто самодостаточные местные князьки - представляют аморфную массу, для управления которой может понадобиться отдельный куратор (в администрации Януковича такую функцию выполнял Андрей Клюев). Скажем, Ефим Звягильский - кандидат на попадание в Книгу рекордов Гиннесса как депутат с наименьшей представительской поддержкой, на округе №45 в его пользу было подсчитано 1454 бюллетеня (выборы состоялись на четырех участках из 110). На последнем заседании седьмого созыва он единственный из фракции ПР голосовал за признание ОУН и УПА воющей стороной во Второй мировой войне. Очень может быть, уже получив нужные гарантии. Построить полсотни таких "звягильских" - задача, которую невозможно выполнить без применения политической коррупции.
Риски
Беспартийные мажоритарщики еще со времен Леонида Кучмы традиционно были опорой президентской вертикали. Очевидно, рассчитывал на этот ресурс и нынешний Президент, поскольку не воспользовался возможностью додавить парламент седьмого созыва и заставить проголосовать за пропорциональную систему выборов. Теперь, учитывая размер парламентского болота, количество мандатов "Оппозиционного блока" и других агентов Кремля, задача обеспечения стабильного конституционного большинства (свыше 300 голосов) представляется труднодостижимой.
Между тем и Порошенко, и другие лидеры победивших партий подогревают общественное мнение, заявляя о готовности изменять Конституцию во благо реформ. Если этот процесс застопорится, количество недовольных мягким вариантом люстрации начнет резко увеличиваться, повышая вероятность еще одних досрочных выборов - уже по новым правилам. К тому времени (к весне 2015-го) парламент должен будет принять как минимум новый закон о местных выборах, а скорее всего, гармонизировать все избирательное законодательство, вычистив из него мажоритарку. Для БПП, который не сможет спустить этот процесс на тормозах, пойдя наперекор общественному мнению, результаты повторных досрочных выборов могут стать еще большей неожиданностью, чем нынешних. Может удивиться и страна, получив вместо жесткого варианта люстрации всплеск контрреволюционных настроений (после зимы, которая вряд ли будет теплой для всех).
Профанации
Состоятся новые парламентские выборы через год или через пять лет, но в них не должно быть мажоритарной составляющей. Что наглядно продемонстрировали выборы нынешние - очередное торжество традиций политического "гречкосейства". Которое в день выборов и во время подсчета голосов на многих округах было дополнено классическим набором: автобусы с "журналистами" характерной внешности, отказ членов окружкомов от выполнения обязанностей, попытки штурма комиссий "титушками", махинации с протоколами и мокрыми печатями... Непопадание в парламент таких скандальных деятелей, как Игорь Рыбаков, Давид Жвания или Виталий Журавский, отнюдь не стало компенсацией морального ущерба за отвращение видеть под куполом Олеся Довгого, Александра Герегу или Александра Супруненко.
Мажоритарная составляющая выборов в значительной степени в целом опошлила пафос обновления власти, усилила чувство украденной победы революции. Если ЦИК признает, как собирается, результаты голосования по всем 193 мажоритарным округам, не исключено появление новых местных майданов, уже собиравшихся на прошлой неделе в нескольких городах с требованиями пересчитать результаты.
Главной причиной того, что выборы в десятках округов закончились профанациями, стала стратегическая ошибка власти, так и не наказавшей образцово-показательно ни одного "гречкосея" в ходе кампании. Избрание нового парламента не стало "лучшей люстрацией", как это представлялось нашему Президенту.
О том, смог ли народ перезагрузить власть, читайте здесь