• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Павел Петренко: слишком много коррупции

Поначалу министр юстиции считался одним из самых прогрессивных членов правительства, но за полтора года работы не смог полноценно запустить хотя бы одну системную реформу
Фото: lifedon.com.ua
Фото: lifedon.com.ua
Реклама на dsnews.ua

Павел Петренко работает в сфере юриспруденции с 2001 г., когда занялся частной адвокатской практикой, а спустя несколько месяцев получил пост главного юрисконсульта государственного Ощадбанка. С 2006 по 2010 гг. будущий министр вновь трудился адвокатом. Первыми шагами в политике стала оказанная Петренко своему другу детства Арсению Яценюку юридическая помощь в ходе президентской кампании 2010 г. Осенью того же года соратник лидера "Фронта змін" был избран депутатом Киевского областного совета по списку этой политической силы. А в 2012 г. Петренко отвечал за юридические вопросы при слиянии "фронтовиков" с "Батьківщиной" и впервые был избран депутатом Верховной Рады по списку "бело-сердечных". После победы Евромайдана Яценюк, возглавив правительство, пролоббировал назначение Петренко в Минюст.

Это кадровое решение многими было воспринято с энтузиазмом. Дескать, молодой (34 года), не запятнанный властью и коррупционными связями управленец. Такому под силу навести порядок в подотчетных министерству службах, быстро провести люстрацию и запустить переза­грузку отечественной судебной системы. Активно раздавал обе­щания и сам Петренко, о чем сегодня, думается, сильно жалеет.

Оперативно разработанный совместно с народными депутатами Закон "О восстановлении доверия к судебной власти в Украине" не смог по-настоящему заработать. Также провалилась инициатива провести открытый конкурс по формированию нового состава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). А с ней и схема, предполагавшая, что судей проверят на лояльность к режиму Януковича, в которой ВККС отводилась ключевая роль. Ну а люстрация судебного корпуса заглохла еще на начальной стадии, поскольку упомянутым законом был распущен Высший совет юстиции, а сформировать новый состав совета удалось лишь две недели назад. Понятно, что нельзя всю вину за профанирование процесса очищения судебной системы возлагать только на Петренко. Однако он в силу занимаемой должности точно входит в число главных виновников.

Петренко заявил, что реформа регистрационной и исполнительной служб будет длиться не менее двух лет, хотя конкретных планов преобразований по этим направлениям пока не озвучил

Непобежденная коррупция и круговая порука среди судейских - лишь часть проблемы. Вся система Минюста по-прежнему пронизана коррупцией, как и во времена предшественников Петренко. Показательным примером можно считать недавнее задержание при получении взятки одного из подчиненных министра - заместителя главы регистрационной службы Главного управления юстиции в Киеве Александра Липового. Этот кадр был уволен по Закону "Об очищении власти" в конце прошлого года из Укргосреестра (уже ликвидированного). Однако каким-то образом вновь трудоустроился в структуре Минюста и продолжил брать взятки за регистрацию земли и недвижимости. Показательны и результаты "реформы" регистрационной службы, в рамках которой был ликвидирован Укргосреестр. Изначально было намечено разделить функции: фронт-офис (прием документов) планировалось передать частному сектору - банкам, нотариусам и риэлторам, а бэк-офис (регистрация) остался бы в ведении Укргосреестра. Однако ликвидировали всю структуру целиком, а ее функции в полном объеме подмял под себя Минюст, распределив их между несколькими департаментами. Таким образом, коррупционные схемы, на которых зарабатывают государственные регистраторы недвижимости, бизнеса, актов гражданского состояния, никуда не делись. Просто теперь они напрямую подчинены Мин­юсту. По неофициальным оценкам, вырос процент отказов в регистрации (до 40%), которые получают в подразделениях регистрационной службы бизнесмены и рядовые граждане. Что вынуждает их в итоге обращаться к посредникам.

Еще один пример коррупционной составляющей - в апреле Минюст написал новые правила для тендеров, согласно которым фирма, претендующая на участие в конкурсе, должна представить справку о том, что она не попадалась на коррупционных скандалах. При этом в правилах не потрудились разъяснить, какие документы должны подтверждать хорошую репутацию компании. Сегодня многие фирмы получают формальные отказы в допуске к тендерам, а в интернете можно найти телефоны посредников, которые решают данную проблему за вознаграждение.

Реклама на dsnews.ua

В феврале Петренко заявил, что реформа регистрационной службы будет длиться не менее двух лет, а значительную часть полномочий регистраторов передадут местным органам само­управления. Хотя мировой опыт показывает, что регистрационные службы должны иметь один центр управления и желательно независимый. Такой же срок министр юстиции отводит и реформе исполнительной службы, предусматривающей создание частных исполнительных служб, хотя соответствующий проект закона вообще отсутствует в публичном доступе.

Есть и другие недочеты в работе Петренко, о которых постоянно говорят эксперты. До сих пор нет нового закона об адвокатуре, нотариат реформирован с нарушением законных процедур, сохранили должности арбитражные управляющие, дискредитировавшие себя при прошлой власти. Электронная торговля арестованным имуществом вместо обещанных "миллиардов гривень" принесла в бюджет по итогам 2014 г. 393 млн грн. Для сравнения: в 2013-м было продано имущества на 1,1 млрд грн. По оценкам экспертов, торговая площадка, созданная на базе ГП "Информюст", подконтрольного министру, не могла заработать эффективно из-за своего монопольного статуса.

Доходное банкротство

Одним из самых хлебных направлений деятельности Минюста является сфера банкротства предприятий и организаций. И в этой связи данное министром Петренко обещание обсудить с общественностью кандидатуры на замещение должности руководителя данного направления вызвало вполне естественное одобрение экспертов. Но в итоге без обсуж­дений на должность был назначен Геннадий Трегуб - в прошлом начальник судеб­ной администрации Киевской области, то есть человек, не имеющий никакого опыта в сфере банкротства вообще. Хотя для поддержания старых коррупционных схем наличие опыта и не является обязательным. Одна из них - публикация объявлений на сайте Минюста об аукционах по реализации имущества банкротов, без чего продажа не состоится. В профильном департаменте решили предварительно проверять все поданные для публикации заявки, и такая проверка может идти довольно долго. В итоге у организаторов аукционов неизбежно появляется желание ускорить процесс, простимулировав чиновников Минюста.

Об успехах и провалах в деятельности других министров читайте здесь

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июль-август 2015 г. (№7-8/432-433)

    Реклама на dsnews.ua