Оружие на экспорт. Зачем Эмиратам сотни украинских броневиков
К 1 августа Государственная служба экспортного контроля Украины (ГСЭКУ) обнародовала официальную информацию для передачи в Регистр обычных вооружений ООН об осуществленных Украиной в 2016 году поставках за рубеж некоторых категорий вооружений.
Это нормальная практика для этого официального органа, однако каждый раз возникает мини-скандал. В этом году в списках поставленного за рубеж оружия обращает внимание прежде всего полное отсутствие поставок авиационной техники. В основном мы продавали за рубеж бронетанковую технику. Причем наравне с новой впервые появилась запись о поставках восстановленной.
Украина продолжает выполнять свои обязательства по поставкам бронетехники, заключенным в разные годы в Таиланд (а кроме танков БМ "Оплот" мы поставляем туда БТР-3 разных модификаций) и Индонезию (БТР-4).
Относительным "открытием" стало продолжение конголезского контракта на поставку танков Т-64БВ-1. Напомним, что еще до аннексии Крыма и начала войны на Донбассе эта африканская страна заключила контракт на поставку 50 танков Т-64БВ так называемой тропической модификации - с установленными кондиционерами, дополнительными корзинами на башне и т.д. Но уже готовые машины в конце 2014 года были реквизированы и отправлены для вооружения танковой роты полка НГУ "Азов". В 2016 году, судя по опубликованному документу, поставки были продолжены. По всей видимости, важным фактором стала выплата неустойки по форс-мажорным обстоятельствам.
Но самым интересным пунктом стало признание поставки крупной партии (108 машин) восстановленных с хранения Николаевским тепловозоремонтным заводом броневиков БРДМ-2 в ОАЭ. Сообщения и фото с Николаева в сети фигурировали уже давно, однако заказчик был до сегодняшнего дня неизвестен.
С этим контрактом не все гладко. Естественно, что он был заключен не вчера - все-таки восстановление 108 машин с хранения этого весьма непростое дело. Однако примечательно, что такие довольно устаревшие машины предназначаются явно не для эмиратской армии, которая вооружена современным западным и российским оружием. Зато ОАЭ поддерживает разнообразные мусульманские вооруженные формирования по всему миру, скупая для них оружие советских образцов. Таким образом, наши БРДМ-2 вполне могут оказаться либо у хуситов в Йемене (которые понесли огромные потери в легкой бронетехнике в ходе гражданской войны) либо в вооруженных формированиях маршала Хафтара в Ливии.
Увы, на сегодня такая практика на мировом оружейном рынке является вполне нормальным явлением - те же американцы массово скупают оружие советских образцов для поставок прозападным группировкам в Сирии. Кстати, в той же информации от ГСЭКУ есть и другое интересное направление поставок - в США были поставлены 25 ПТРК и 60 ракет к ним без указания типа. Учитывая то, что американцам хватает и своего оружия, есть большая доля вероятности что эти комплексы тоже уехали явно не на американский континент.
Эти все факты в очередной раз вызвали дискуссии в СМИ о том, стоит ли Украине, фактически находящейся в состоянии войны, продолжать поставки оружия за рубеж.
Но при огульном обвинении властей в распродаже оружия в тот момент, когда в стране война, есть несколько принципиальных моментов. Прежде всего, стоит учитывать, что есть контракты, заключенные до начала войны, которые выполнять просто необходимо как из-за потери рынка, так и из-за огромных неустоек, которые придется выплачивать через международный суд.
Во-вторых, даже поставки того оружия, которое идет на экспорт не сильно поможет нашей армии на Донбассе. Попробую объяснить свою мысль. Надо четко понимать, что государство Украина у единственного на сегодняшний день поставщика оружия - "Укроборонпрома" - вооружение не получает бесплатно, а покупает. И все мы знаем какие средства сейчас выделяются на оборонные нужды - хоть они на бумаге и выглядят громадными, но большая их часть - это выплаты личному составу и топливо. На закупку вооружений идет не более чем 20% (а если какие-то "лишние" деньги и появляются в бюджете, то они распределяются в "ручном" режиме под конкретные проекты). А новейшее оружие стоит весьма недешево. Поэтому с такими деньгами как у нас остается только бюджетный вариант продления сроков эксплуатации или модернизация существующих образцов.
О массовом насыщении армии новыми образцами речь может идти только после того, как армия будет полностью обеспечена всем необходимым даже старого образца на все 100%.
Мне конечно, как и многим, хочется, чтобы у нас в армии было все самое лучшее и самое новое, но нужно жить в реальности и понимать, что так не бывает. Новая современная армия - это в нашем случае десятилетия реформирования, не меньше. Хотя стоит отметить, что мы движемся и так довольно неплохими темпами, которые зависят только от общего состояния нашей экономики.