Михеил Саакашвили: я ничего не сделал, я ухожу
Экс-президент Грузии решил повысить ставки в надежде на то, что политический кризис в стране в ближайшие дни не разрешится. Более того, его призыв к народным депутатам не голосовать за новое правительство - это попытка громко хлопнуть дверью. Подложив перед этим под нее взрывчатку.
Что же на самом деле сказал Саакашвили и чего он не договорил. Первое - ему не о чем отчитываться ни перед жителями Одесской области, ни перед гражданами страны. Его деятельность на должности главы области сводилась лишь к одному - выстраивания своего личного имиджа. Заложниками политической игры Саакашвили, к сожалению, становятся все грузинские реформаторы, к большинству из которых у общества претензий нет. Почему они должны уходить вслед за ним, непонятно.
Второе - Саакашвили пытается сыграть на эмоциях: мою команду преследуют, а мэра Одессы Геннадия Труханова - нет. Увольнение из Генпрокуратуры Давида Сакварелидзе действительно наделало много шума, но, если говорить начистоту, кроме дела "бриллиантовых прокуроров", гроза грузинских криминальных авторитетов больше ничем и не запомнился. Хотя в Одессе у него было время доказать свою профпригодность. К сожалению, сложилось впечатление, что Сакварелидзе приехал в Украину не столько для осуществления реформ, сколько с целью поработать на имидж Саакашвили. Что же касается Труханова, чей паспорт гражданина России засветились в Панамагейте, то тут претензии Саакашвили к одесской СБУ можно считать правомерными. И, что хуже всего, эсбэушники своим головотяпством дали ему прекрасный повод для атак на власть.
Третье - глава Одесчины все равно уйдет. Не сейчас, так дней через пять. Но уходить без скандала - не в его правилах. Ультиматум Саакашвили можно рассматривать как многоходовую комбинацию: сегодня он сделал громкие заявления, а завтра, что не исключено, заявления о выходе из коалиции (но не из фракции БПП) напишут Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук и еще несколько несогласных. Это не поставит крест на новой коалиции, разве что немного уменьшит количество штыков в большинстве.
Четвертое - после ухода с должности Саакашвили, видимо, намерен активизировать свое антикоррупционное движение. Только его мишенями будет уже не Арсений Яценюк и отдельные олигархи, а Порошенко, Гройсман и не нравящиеся экс-президенту Грузии министры. При этом стоит отметить, что Саакашвили не видел программу нового Кабмина и новых министров, но уже правительство Гройсмана не поддерживает. Прямо как у Булгакова: "А вам, что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван. - Ужасно не нравятся. - А вы какие читали? - Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель. - А как же вы говорите? - Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал?".
Пятое - Саакашвили и его сторонники очень надеются вызвать бурю возмущения у западных партнеров Украины. Сейчас начнется беготня по посольствам с кляузами на президента, парламент, просьбами гневно отреагировать на заявления главы Одесчины. Саакашвили необходима реакция на его слова, чтобы использовать ее для последующих пиар-ходов. Дескать, Запад на моей стороне. Но в данном случае вряд ли ему стоит надеяться на западных дипломатов. Потому что и в Вашингтоне, и в Брюсселе прекрасно понимают, что Саакашвили толкает страну к досрочным парламентским выборам (а, может, и президентским), что чревато полной катастрофой для нас. И потерей влияния на политику в Киеве для них.