Константин Яловой: Способный наследник
Земельные участки в Киеве всегда были на вес золота.
Тем громче оказался скандал 2005 года, когда главе Шевченковской райадминистрации Виктору Пилипишину пришлось объяснять выделение немалых участков компаниям "Космо фасад" и "Ком-Тех", которые считались к нему, так сказать, приближенными.
Впрочем, позже выяснилось, что на самом деле компании зарегистрированы на имя совсем другого человека.
Именно тогда в политической и деловой прессе впервые появилось имя Константина Ялового.
27-летний зять Виктора Пилипишина и сын бывшего секретаря Киевсовета был обречен "вляпаться" в политику. Его отец пять лет, в 2002-2006 гг., был правой рукой тогдашнего мэра столицы Александра Омельченко, а тесть его хоть и потерял пост главы одного из самых денежных районов Киева, но планирует возможный реванш.
Сам же Константин Яловой постепенно выходит из тени именитых родственников. На встрече с "ВД" упоминание скандала
2005 года его явно раздражало. Но вряд ли только тем, что две компании подозревались в нечестной игре. Не по душе пришлись скорее второстепенные роли, отведенные ему тогда в игре "взрослых дядей".
На его официальном сайте в биографии тесть не упоминается вовсе, а отец — только в контексте работы на станкостроительном заводе, который расположен на Нивках, в Шевченковском районе Киева. "Рідні Нивки" — так называется общественная организация, с помощью которой Константин Яловой "окучивает" один из избирательных районов Киева.
Строительство детских площадок, раздача подарочных наборов, бесплатные юридические консультации, организация танцевальных вечеров для пожилых людей, агитационные бигборды — традиционный предвыборный набор любого кандидата.
Ближайшую избирательную компанию в Верховную Раду Константин, естественно, пропустит — по округу на Нивках будет баллотироваться Виктор Пилипишин. А вот когда придет черед выборов в Киевраду, Яловой-младший наверняка окончательно вступит в политическую игру. Пока же просит называть свою деятельность не политической, а "общественной".
Заняться тем, что вы называете общественной деятельностью, подсказал ваш отец или Виктор Пилипишин?
— Мой отец всю жизнь занимался политикой. Я с детства наблюдал за ним и видел, сколько времени он уделяет проблемам Киева. Но активно приобщился к общественной деятельности три года назад, во время работы в общественной организации Виктора Пилипишина "Кияни передусім". Так получилось, что я занимался микрорайоном Нивки.
Мне это было интересно. С этой территорией во многом связано мое детство, юность, приятные воспоминания. Поэтому я и сейчас помогаю ее жителям.
Прислушиваетесь к политическим советам влиятельных родственников?
— Где-то отец подсказывает, где-то — тесть, а я, естественно, перенимаю их опыт. Виктор Пилипишин, к примеру, учит меня навыкам руководителя и общественного деятеля. Имея таких наставников, я был просто вынужден пойти в политику.
Вам не кажется, что опека со стороны влиятельных родственников может негативно сказаться на вашем имидже в глазах избирателей?
— Многие меня критикуют. Говорят: "Мы знаем, зачем вы это делаете. Вы сын Ялового и зять Пилипишина, вот откуда помощь". На что я отвечаю: "Критиковать всегда легко". Если мы ничего не делаем — критикуют. Начинаем что-то делать — опять критикуют, мол, делаем не так, как нужно, ищут какие-то подвохи. Мне лично хотелось бы узнать, что эти критиканы конкретно сделали для города. Ведь говорить и писать — это одно, а совсем другое — делать, оглянуться вокруг, спросить, выслушать, узнать проблемы, помочь в их решении.
Эта помощь требует денег. Откуда они?
— Основная задача хорошего менеджера — способность и умение находить возможности там, где на первый взгляд это нелегко. Но для того чтобы заниматься общественной деятельностью, главное —
не средства, а желание. К примеру, чтобы организовать вечер танцев для пенсионеров, нужно привезти музыку в дом культуры, пригласить пенсионеров. Особо ничего вроде бы не сделал, но в результате наблюдаешь, как люди расцветают, улыбаются.
Благотворительные акции на Нивках — это зарабатывание рейтинговых очков у будущего электората?
— Ну вот видите, и вы в первую очередь ищете какие-то корыстные мотивы. Но я же киевлянин. Я родился в этом городе, здесь живут моя семья и мои дети, и надеюсь, и внуки будут. Я активно занялся этим еще три года назад и — заметьте — никуда не баллотировался в тот период. Люди, которые приходят ко мне на прием, спрашивают: "Вы депутат?" Я говорю — я не депутат, я такой же человек, как и вы. Людям сложно осознать и поверить, что на протяжении трех лет я просто занимаюсь общественно полезной работой и не требую, чтобы за меня голосовали.
Думаете о присоединении к какой-либо политической силе?
— На данный момент — нет. По одной причине — я разочаровался во многих политических партиях и направлениях. По крайней мере, сегодня я вижу себя как мажоритарщика, не собираюсь поддерживать какую-либо партию.
В прессе циркулирует информация о том, что ваш тесть Виктор Пилипишин будет баллотироваться в парламент по мажоритарному округу на Нивках. Планируете помогать ему по время избирательной кампании?
— Сейчас Виктор Пилипишин продолжает активную общественную деятельность. Идет ли он на выборы — этот вопрос лучше задать ему. Если да, то, конечно, я буду ему помогать.
А вы на выборы в Киевсовет собираетесь?
— Жизнь покажет. Сегодня необходимо вернуть "мажоритарку". Эта система предусматривает больше ответственности — люди знают, кого выбирают. Особенно важно выбирать по мажоритарной системе местную власть. Ведь депутат должен знать все проблемы округа изнутри.
Кактусы
В рабочем кабинете Константина Ялового много живых растений. Фикусы и кактусы — больше символ, нежели элемент декора. Ведь именно цветочный бизнес принес семье Яловых многомиллионное состояние.
Супруга нашего героя владеет компанией "Украфлора". Изначально этот актив принадлежал Виктору Пилипишину, но, окунувшись с головой в киевскую политику, экс-глава Шевченковской райадминистрации Киева передал бразды правления "Украфлорой" дочери Елене.
С тех пор она успешно продолжает вести бизнес. За последние годы компания значительно выросла и контролирует приблизительно 40% всего цветочного рынка Украины.
Ну а свой первый самостоятельный бизнес Константин Яловой попробовал организовать еще в 2004 году. Тогда он был студентом Киевского института международных отношений.
Накануне одной из сессий у него возникла идея, как убить сразу двух зайцев: и денег заработать, и хорошую оценку получить. Он предложил заняться совместным бизнесом двум преподавателям международного права в КИМО — Ивану Бирюкову и Игорю Забаре. Юрфирма получила название "Бирюков, Забара и партнеры". Несмотря на хорошую стартовую площадку, просуществовал проект недолго.
Причиной быстрого краха, судя по всему, стала мощнейшая конкуренция на рынке юридических услуг. Но Константин Яловой по этому поводу особо не расстраивается.
Почему созданная вами юридическая фирма "Бирюков, Забара и партнеры" просуществовала так недолго?
— Когда я создавал ее, отдавал себе отчет, что она не перерастет в какой-то большой проект. "Бирюков, Забара и партнеры" была создана скорее для приобретения опыта. Ведь теоретические знания, которые дают в университете, очень далеки от реалий. Сейчас многие считают, что юрист — это почтальон от клиента к суду. Я, например, понимаю это совсем иначе.
Фирма "Бирюков, Забара и партнеры" для вас позитивный или негативный опыт?
— Юридическая практика, как и любая другая, имеет и плюсы, и минусы. Безусловно, были и разочарования. К примеру, я понял, что судебную систему назвать честной у нас в стране нельзя. Но с другой стороны, у меня появилось много знакомств. Есть бывшие клиенты и партнеры, с которыми я поддерживаю хорошие отношения до сих пор. Они мне помогают в трудную минуту.
Кто были ваши клиенты, с которыми вы до сих пор поддерживаете связь?
— Когда ты учишься в институте, где много детей бизнесменов и политиков, — это уже своеобразная приятельская и клиентская база, которая строится уже на личных симпатиях.
Супруге предоставляете юридические консультации, если она обращается?
— Если жена просит, я, конечно же, консультирую в каких-то юридических вопросах. Но это бывает крайне редко. Мы стараемся быть независимыми друг от друга в вопросах бизнеса и работы. Наши разговоры в основном касаются обсуждений, в какую школу устроить ребенка, какой язык ему лучше изучать. Мы все-таки строим вместе семью, а не бизнес-империю.
Кризис как-то влияет на ваш бизнес или политическое прикрытие спасает?
— Кризис есть в головах. Это как в ситуации со свиным гриппом. Помните, какая в стране была паника? Но, конечно, на сегодняшний день кризис чувствуется. Настроения и тенденции на мировых рынках сказываются на всех. И у нас тоже есть сложности. Всем людям, занятым бизнесом, выжить в кризис сложно. Нужно максимально переориентироваться, учиться планировать и стратегически мыслить, стараться экономить. Тогда, я думаю, с кризисом можно справиться. И с кризисом в головах в том числе.
Елена Пилипишина владеет крупной компанией "Украфлора". А вам интересен бизнес в перспективе?
— Сегодня мне в первую очередь интересна общественная деятельность и государственная служба. Я хочу понять, как работает эта система. Вернусь ли я в бизнес — жизнь покажет. Если меня поддержат люди и я пойду на выборы — значит, не вернусь, а буду заниматься политикой. Если же не получится, всегда есть шанс снова заняться бизнесом.
Это будет юридическое направление?
— Юриспруденция — это как изучение английского: ты говоришь до тех пор, пока практикуешься. Если практики нет — ты все забываешь. Я, конечно же, стараюсь следить за изменением законодательства, но не во всех вопросах уже ориентируюсь. Поэтому, возможно, это будут другие направления.
Какие направления бизнеса вам потенциально интересны?
— Сейчас все-таки на первом месте для меня общественная деятельность. Поэтому пока точно ответить на этот вопрос не могу. Всегда интересным и актуальным направлением была недвижимость — это более стабильный бизнес, чем остальные. Конечно, он не сверхприбыльный, особенно по сравнению с 2009-2010 годами. Но все же факторов, которые могут привести к критичному падению спроса на аренду квартир и офисов, мало. Очень хорошо развиваются digital-направление, интернет-технологии. На мой взгляд, это хорошее вложение денег, которое приносит неплохую прибыль.
Страсти по-пилипишински
Самым неприятным эпизодом в деловой биографии Константина Ялового стал скандал, связанный с выделением земельных участков компании "Космо фасад". Еще в 2005 году "Космо фасад" стал обладателем немалого участка в Подольском районе Киева.
Особенно активно содействовал выделению земли для этой компании Виктор Пилипишин, который на тот момент руководил госадминистрацией Шевченковского района города.
Позже выяснилось, что учредителем строительной компании оказалась дочь Пилипишина — Елена. В прессе разразился скандал: общественность обвинила Пилипишина в лоббировании интересов бизнеса семьи.
Возможно, чтобы в дальнейшем избежать скандалов, но продолжать контролировать строительный бизнес, находчивый Пилипишин переписал "Космо фасад" на своего зятя — Константина Ялового.
По данным "ВД", именно Яловой-младший является учредителем нескольких строительных компаний, которые в СМИ связывают с его тестем, — "КосмоПакБуд" и "Космо фасад". Стоит отметить, что "КосмоПакБуд" пока не был замечен ни в одном публичном скандале, связанном с выделением земель под застройку.
Но землю в Киеве он получал без лишней шумихи в прессе. Видимо, лишь потому, что изначально фирма была зарегистрирована на имя Ялового. Ведь о семейной связи "Пилипишин — Яловой" знают лишь в очень узком кругу.
Отвечая на вопросы кореспондентов "ВД" по поводу участия в строительных скандалах Пилипишина, наш герой слукавил, сказав, что никогда не был учредителем компании "Космо фасад".
Правда ли, что компания "Космо фасад" получила огромный участок земли на Подоле благодаря влиянию Виктора Пилипишина?
— Ничего не могу вам сказать по этому поводу, я не имею никакого отношения к этой компании.
По нашим данным, вы являетесь учредителем этой скандальной компании.
— Я не являюсь учредителем компании "Космо фасад". Опережу ваш вопрос: к семье Пилипишина эта фирма не имеет никакого отношения, это я знаю точно.
И все-таки Пилипишин переоформлял на вас строительные фирмы, чтобы иметь возможность получать землю для этих компаний? Об этом пишут СМИ.
— Я читал о земельных скандалах, связанных со строительным бизнесом Пилипишина, но это всего лишь слухи. Кто-то один написал, и пошло-поехало. И получается как в поговорке — попробуй докажи, что у тебя сын, а не дочь. Касательно строительного бизнеса Пилипишиных, я думаю, корректнее этот вопрос было бы задать непосредственно Виктору Петровичу.
То есть у вас никогда не было интересов в строительном бизнесе?
— В свое время я выступил учредителем строительной компании "КосмоПакБуд", но активно развитию компании не помогал.
На каких условиях вы стали учредителем строительной компании "КосмоПакБуд"?
— Активной деятельностью в этой компании я никогда не занимался. В свое время сделал инвестицию. На тот момент это было довольно выгодно: фирма развивалась. Но в 2008 году пришел кризис, и через два года бизнес компании остановился. С тех пор заниматься строительным бизнесом у меня желания нет. Как и бизнесом в целом.
Враг казахского народа
Снять стресс нашему герою помогает обычная ходьба, которой Константин Яловой занимается дважды в день — утром и вечером. Он подчеркивает, что для него вовсе не проблема проснуться в 5-6 утра и погулять перед тем, как отправиться на работу.
А вечером он любит пройтись вместе с супругой, обсуждая планы и делясь впечатлениями о прожитом дне. "Прогулка дает мне возможность анализировать".
Но главная страсть в жизни Ялового-младшего — бильярд. Любовь к этой игре передалась с генами отца, который с самого детства учил Константина правильно держать в руках кий.
Судя по всему, он оказался способным учеником, так как уже в возрасте 17 лет умудрился обыграть посла Казахстана Равиля Чердабаева в одном из международных турниров по бильярду и завоевал титул чемпиона. "Помню, перед финалом подходит ко мне отец и говорит: "Слушай, Костя, может, ты уступишь послу?" Я отказался", — вспоминает сегодня Яловой.
Чем вам интересен бильярд?
— Меня бильярд заставляет сконцентрироваться и начать мыслить стратегически, делать удар максимально спокойно. Эта игра научила меня достигать топовой точки во всем, за что я берусь. Некоторым кажется, что в бильярде нет ничего сложного — стал, ударил, что там играть? На самом деле это не так. Иногда, чтобы точно ударить, за партию приходится стол раз 200-300 обойти.
Но ведь удача в бильярде, согласитесь, тоже многое определяет.
— Смотря в каком бильярде. Я играю в русский бильярд, и каждый случайно забитый шар там называется "дурак". В русском ставка больше делается на четкость удара, потому что лузы узкие, а шары большие. А вот в "американке", например, удача возможна. Это более развлекательная игра, в которую играют компанией, слушая хорошую музыку, позволяя себе немного выпить. В русском бильярде алкоголь недопустим, потому что теряешь четкость удара. Хотя бывают исключения. Например, один мой знакомый играет в русский бильярд намного лучше, когда выпьет.
Кто ваш самый сильный соперник?
— Мой отец, он мой учитель и вообще очень хорошо играет. Когда мы с ним встречаемся, то стараемся сыграть минимум две, а то и три партии. Еще у меня есть друг — когда я начинал участвовать в турнирах, он только учился. Сейчас он мастер спорта по игре в русский бильярд и, естественно, теперь играет лучше, чем я.
Перспективы
С некоторых пор вопрос даты выборов в Украине стал очень туманным и зависимым от руководства страны. Поэтому утверждать наверняка, когда начнется избирательная кампания в Киевраду, невозможно. Константин Яловой ориентируется на 2013 год, но потенциально готов стартовать в любую секунду.
Ведь вялотекущая избирательная кампания у него идет практически беспрерывно благодаря организации "Рідні Нивки". Столь основательная подготовка политической площадки требует огромных усилий. В конце концов, Константин Яловой действительно досконально изучает потребности родного округа.
И если на выборах он сможет показать достойный результат, практика "выращивания" наследников на избирательные округа в украинской политике легко войдет в моду. А главное — если не обращать внимания на банальную циничность ситуации, для избирателей такой расклад (старший — в парламенте, младший — в горсовете) может оказаться достаточно эффективным.
Вряд ли из-за политики стоит ожидать штормов на бизнес-поприще. Риски возможны лишь в случае принципиально оппозиционного настроя к власти. Но политики, имеющие отношение к бизнесу, как правило, в борьбе за власть не впадают в крайности.