Где просчиталась ФСБ?
Принцип, сформулированный Лоуренсом Питером, гласит: в иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности. Согласно этому принципу карьерный рост заканчивается на посту, наименее соответствующем навыкам и способностям человека. Здесь сотрудник застревает, пока не уйдет из системы каким угодно образом. Совершенно не умаляя усилий украинских граждан, силовиков и правительства, отмечу следующее: в значительной степени именно этот принцип должна винить Москва за неудачи российских спецслужб и дипломатов в операциях, направленных на раскол Украины.
Любая разведка - это прежде всего горы бумажной работы, сбор, проверка, перепроверка и анализ информации. Как правило, оперативники отлично разбираются в обстановке на местах, но по мере движения рапортов наверх информация, которую они несут, приближается к тому, что хочет получить вышестоящее начальство. Обычно предохранителем против этого является структурная конкуренция и параллельные информационные каналы.
В нынешней России эти механизмы, очевидно, работают со сбоями. Об этом свидетельствует ход операции по отделению юга и востока Украины по крымским лекалам. Если в Крыму уровень поддержки аннексии действительно был высок, то в оценке настроений южных и восточных областей нашей страны Кремль, очевидно, дал маху.
Почему это случилось? Во-первых, потому, что огромные средства, выделявшиеся на создание и поддержку пророссийских организаций в Украине в течение двух десятилетий, попросту разворовывались. Все ориентированные на Россию партии и движения так и остались маргинальными вплоть до последнего времени. Однако получатели этих денег должны были демонстрировать результаты успешной работы, чтобы не потерять доступ к кормушке. И демонстрировали.
Во-вторых, запустив мощную пропагандистскую машину, российское руководство, очевидно, само оказалось в числе ее жертв. Это, конечно, не означает, что Владимир Путин верит тому, что вещает Дмитрий Киселев. Однако российское информационное поле настолько замусорено "киселевщиной", что исключить ее влияние на все аналитические центры попросту невозможно. В конечном итоге черновики докладных записок (а то и чистовые документы) составляют вчерашние студенты и курсанты, видящие лишь очень узкий кусочек картины.
В-третьих, побочным эффектом создания пресловутой властной вертикали стало единообразие в мышлении. Иными словами, мнения, не согласующиеся с точкой зрения начальства на местах, наверх просто не попадают. Эта породило забавную ситуацию самогипноза власти. К слову, одна из причин большей эффективности демократической системы государственного управления как раз и состоит в более объективном восприятии реальности людьми, принимающими решения. В случае же с Россией человек, стоящий на самом верху управляющей пирамиды, оказывается наименее информированным. Не в том, разумеется, смысле, что ему сознательно лгут. А в том, что восприятие этой информации становится вопросом веры и личного мировоззрения.
В заключение отмечу: принцип Питера является частным случаем общего наблюдения. Оно гласит, что любая хорошо работающая вещь или идея будет использоваться максимально широко, пока не станет причиной катастрофы. Ведь соблазн применить опробованные и проверенные средства в изменившихся условиях, даже выходящих за допустимые рамки их использования, очень велик.