• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

"Сатану" накормят радиацией. Контейнеры "Южмаша" могут уехать в США

Реклама на dsnews.ua

Днепропетровское ОАО "Южмаш" ведет переговоры о продаже зарубежным компаниям технологии производства контейнеров для хранения радиоактивных и высокотоксичных отходов, которые завод создал на базе имеющихся ракетных технологий. В середине сентября Украинский научно-технологический центр (УНТЦ) организовал посещение Днепропетровска представителей одной из американских компаний, которые выразили заинтересованность в покупке украинского ноу-хау для внедрения на американских и канадских АЭС.

На сегодняшний день "Южмаш" имеет ряд опытных образцов контейнеров различной емкости. Для радиационной защиты решили использовать готовые блоки транспортно-пусковых контейнеров ракет типа "Сатана" и "Скальпель" из стеклопластика, покрывая их модификатором, которым защищали от электронных помех и воздействия радиации головные части ракет. Судя по всему, к теме захоронения радиоактивных отходов ракетчики подошли с присущим им масштабом советских времен. Испытания в Харьковском физико-техническом институте (ХФТИ) показали, что в таких контейнерах отходы низко- и среднеактивной группы могут храниться до 300 лет.

Однако попутно выяснилось, что они в два раза дороже аналогичных железобетонных, хотя на порядок легче и долговечнее. Тем не менее на "Южмаше" надеялись, что их контейнеры могут быть использованы для утилизации отходов Приднепровского химзавода в Днепродзержинске и Чернобыльской АЭС. В комплексе с производством защитных емкостей южмашевцы лоббировали и строительство завода по газофторидной переработке радиоактивных отходов по технологии ХФТИ, который хотели разместить в Чернобыльской зоне. Но по разным причинам эти проекты оказались трудновыполнимы. Сооружение завода стоимостью $280–290 млн увязывалось с возможностью нашей страны самостоятельно получать топливо для АЭС, и проект благополучно спустили на тормозах. Хотя украинские ученые и утверждают, что по такой же газофторидной технологии за деньги ЕС был построен завод под Прагой, владельцем которого стал государственный Институт ядерных исследований Чехии. А жителей этой страны в стремлении получать собственное ядерное топливо трудно заподозрить. Контейнерам же перешли дорогу их железобетонные собратья, производством которых занялось винницкое научно-производственное инжиниринговое предприятие "Струм", заручившись поддержкой Министерства чрезвычайных ситуаций. Правда, днепропетровские ученые заранее подстраховались, запатентовав изобретение в США.

Правда пока судьба отечественных стеклопластиковых контейнеров окончательно не решена. Как сообщил "ДС" советник Юрия Бойко, экс-руководитель проекта Sea Launch от Украины Владимир Команов, документы о проекте находятся в Минтопэнерго, и вполне возможно, что оно согласится профинансировать запуск контейнеров в серию. В пользу того, что технологии могут остаться на родине, говорит и немалая стоимость, которую днепропетровцы якобы запросили у американцев. Представителям малоизвестной компании Lifeflex LLC, побывавшим в Днепропетровске, предложили создать на паритетных началах СП стоимостью не менее $500 млн, в котором украинским вкладом было бы ноу-хау намотки корпусов контейнеров из стеклопластика — оборудование для этого имеется на "Южмаше" и филиале завода в Павлограде, а также есть рецепт защитного покрытия.

Но даже если с Lifeflex ничего не сложится, Украинский научно-технологический центр наверняка подсобит ракетчикам с поиском другого партнера, поскольку у него есть большой опыт общения с разработками советских ученых. После распада СССР ведущие страны мира организовали на постсоветском пространстве ряд межправительственных организаций, которые препятствовали утечке в страны третьего мира технологий создания оружия массового поражения, в том числе биотехнологий. УНТЦ был основан в 1994 г. Канадой, США, Швецией и Украиной и позднее распространил свое действие на территорию Азербайджана, Грузии и Узбекистана, оказывая финансовую помощь ученым и выступая посредником в приобретении западными компаниями перспективных разработок. За время своего существования российский и украинский НТЦ профинансировали около тысячи проектов на сумму $155 млн. Однако эти деньги явно были потрачены не зря. Посредством финансовой помощи бывшие противники Варшавского блока получили доступ к ранее закрытым разработкам и контролировали их распространение.

    Реклама на dsnews.ua