Александр Квиташвили: это не лечится
Нынешний министр здравоохранения Александр Квиташвили относится к так называемой "президентской квоте". Считается, что Квиташвили порекомендовал главе государства Михеил Саакашвили, отметив его эффективность на должности министра труда, охраны здоровья и соцзащиты Грузии. Сам Квиташвили в интервью прессе сообщил, что приглашение возглавить украинский Минздрав стало для него полнейшей неожиданностью, хотя он и сотрудничал с нашими чиновниками "в рамках разработки стратегии реформ". Впрочем, скорее всего, главным аргументом в пользу Квиташвили были даже не его реформаторские задумки (хотя, как показывает практика, в идеях у министра недостатка нет), а тот факт, что он - чужой для системы. То есть не связан с отечественной "фармацевтической мафией", не замешан в коррупционных схемах и скандалах, которыми насквозь пропитан наш Минздрав. А значит, может разрушить "любовно выстроенный" многими поколениями чиновников медицинский бардак и даже соорудить на его месте хотя бы подобие если и не хорошей, то, по крайней мере, более-менее эффективной системы здравоохранения. Очевидно, именно по причине высоких авансов активность Квиташвили на новой должности долгое время весьма лояльно оценивал не только Петр Порошенко, но Арсений Яценюк.
Да и сам Квиташвили на авансы и обещания не скупился, что и стало одной из его главных ошибок. Не вникнув до конца в дебри отечественного здравоохранения, он с ходу пообещал "в течение двух-трех месяцев" решить проблемы, которые разъедают нашу систему десятилетиями: наладить прозрачные госзакупки лекарств и реформировать лечебные учреждения, заставив врачей хорошо работать, несмотря на скромное бюджетное финансирование.
Идею Квиташвили передать госзакупки сторонним международным организациям, в частности ВОЗ, в общем-то, можно назвать удачной. Во-первых и в главных, она гарантировала, что отечественная "фармацевтическая мафия", которая в прежние годы, пользуясь эксклюзивными контрактами на поставку того или иного лекарства в Украину и связями среди чиновников, умудрялась продавать свои препараты государству по двойной, а то и тройной цене, не получит доступа к казенным деньгам. Во-вторых, закупки через ВОЗ - это реальная возможность сэкономить. Данная организация приобретает медикаменты громадными партиями у прямых производителей и может рассчитывать на большие скидки. По самым скромным подсчетам, речь идет об экономии до 30% средств, а учитывая, что на нынешний год на закупку лекарств по государственным программам в бюджете предусмотрено 4 млрд грн., такой дисконт мог бы оказаться весьма кстати.
Впрочем, Квиташвили явно недооценил лоббистские возможности отечественных фармацевтов. Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки)" приняли еще 19 марта. А до этого два месяца вокруг документа плелись интриги (чтобы затянуть время, в ВР подали шесть законопроектов на данную тему). Но на практике принятие закона ничего не изменило. Как сообщила на днях заместитель министра Александра Павленко, "чтобы он заработал, необходимо принять еще порядка 10 подзаконных актов". Учитывая, что запасы лекарств в стране тают на глазах, не исключено повторение прошлогодней ситуации, когда организации пациентов подняли скандал, на волне которого своего кресла в Минздраве лишился главный врач Майдана, тогдашний министр Олег Мусий.
Народные депутаты уже засыпали правительство письмами с требованием расследовать деятельность Квиташвили, а Яценюк на недавней коллегии Минздрава предупредил главу ведомства, что у него на исправление ошибок с закупками и внедрение "реальных реформ" есть не больше трех месяцев. Представитель ОО "Медицинский контроль" Игорь Щедрин считает, что за это время ведомство сможет начать разве что закупки вакцин на 10-20 млн грн., да и то благодаря личным связям назначенного весной текущего года замминистра Игоря Перегинца, ранее работавшего в украинском представительстве ВОЗ и знающем кухню этой организации изнутри. По остальным программам приобретать препараты министерству придется, как и ранее (на тендерах), и нет никаких гарантий, что они будут честными.
Под вопросом и реформа системы медучреждений, представленная Квиташвили в конце мая. Минздрав разработал несколько законопроектов (в частности, об изменениях в Бюджетный и Налоговый кодексы), которые предусматривают изменение статуса государственных и коммунальных поликлиник, а также больниц. Министр предлагает разрешить им становиться полноценными субъектами хозяйствования, открывать счета в банках, самостоятельно распоряжаться имуществом, выставлять пациентам официальные прайсы, закупать лекарства и при этом осваивать бюджетные субвенции. Эксперты сразу же окрестили задумку Квиташвили попыткой приватизации больниц, упирая на тот факт, что в законопроектах очень слабо прописана возможность общественного контроля над деятельностью лечебных учреждений. Судя по всему, документ еще предстоит серьезно дорабатывать.
Но в ближайшее время министру может оказаться не до того. Тучи над Квиташвили сгущаются все сильнее. 9 июня его работу в очередной раз раскритиковали - на этот раз на заседании Антикоррупционного бюро. Примечательно, что камни в огород своего преемника бросает даже с треском изгнанный из Минздрава Олег Мусий, обвиняя его не только в отсутствии системных реформ, но и в неумении проводить кадровую политику. И это, к сожалению, правда. За полгода пребывания во главе Минздрава Квиташвили так и не смог собрать команду единомышленников. По сути, всех замов ему навязывали со стороны, и все они являются представителями различных фармацевтических групп - зачастую противоборствующих. Сам Квиташвили как-то пожаловался в одном из интервью, что недооценил мощь нашей бюрократической системы: "Мешает бюрократия. Очень сложно принимать быстрые решения и, самое главное, быстро их внедрять".
Так что главной неудачей министра можно назвать даже не отсутствие реформ, а неспособность сломать медицинскую бюрократическую машину. Ведь пока она существует, изменить украинскую медицину не сможет не только Квиташвили, но и любой другой, кто придет на его место.
"100 новых больниц Грузии"
Проект Александра Квиташвили под названием "100 новых больниц Грузии" предусматривал приватизацию государственных лечебных учреждений частными инвесторами. А полученные деньги государство должно было тратить на строительство новых лечебных учреждений в отдаленных районах страны. Хотя, как оказалось позже, на деле многие больницы открывались только на бумаге. В 2010 г. к реформированию здравоохранения подключили централизованное страхование: страна была поделена на медицинские районы, за каждым из которых закрепили своего страховщика. Экстренная помощь оказывалась бесплатно, государство полностью оплачивало медуслуги детям до трех лет и пожилым гражданам старше 60 лет. Страховка трудоспособного населения страны покрывала профосмотры и анализы, а также одну плановую операцию в год стоимостью до $8 тыс. За этот пакет граждане должны были платить $11-20 в месяц, но многим такая сумма оказалась не по карману. Дешевые страховки ($2,5 в месяц) по факту оказались фикцией. Что позволило оппонентам Квиташвили обвинить его в провале реформы.
Об успехах и провалах в деятельности других министров читайте здесь
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июль-август 2015 г. (№7-8/432-433)