Когда появится таблетка бессмертия
Глобальное старение - одна из основных проблем человечества. Геронтологи утверждают, что всего через 10 лет более 20% людей на планете будут старше 60 лет, к 2050 г. количество людей, доживших до 80 лет, увеличится втрое. Другое дело - качество такой жизни. По данным ВОЗ, более 79% людей старше 65 лет имеют два и более хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, артрит, диабет, рак, инсульт и т. д. Медики признают, что, несмотря на развитие фармакологии, генной инженерии, биопротезирования и прочих перспективных технологий здоровья, к глобальному старению пока не готовы.
Так называемый antiage рынок начал развиваться лишь пару лет назад. Однако крупнейшие мировые компании считают его одним из самых перспективных. Например, Google вкладывает миллиардные инвестиции в компанию Calico, занимающуюся фундаментальными исследованиями в области старения и возрастзависимых заболеваний. Руководителем проекта стал Артур Левинсон - глава совета директоров Apple и биотехнической корпорации Genentech. То есть за дело берутся крупные компании, располагающие финансовыми ресурсами и высококлассными специалистами, которые сильны не только в технологиях, но и в науке. Подключаются и фармацевтические гиганты. Свои программы в области борьбы со старением анонсировали швейцарские корпорации Novartis и Hoffmann-LaRoche. Поэтому вполне вероятно, что наше поколение уже имеет шансы стать свидетелем того, как вечная жизнь поступит в продажу.
Биологи не отрицают возможность вечной жизни
По словам американского физика Ричарда Фейнмана, если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, на его пути встали бы законы физики. А большинство биологов сходятся во мнении, что в мире не существует никаких фундаментальных принципов, ограничивающих длительность жизни или запрещающих бессмертие. Сегодня основными препятствиями, с точки зрения биологии, являются так называемый предел Хейфлика (ограниченное число делений клеток) и изнашивание коллагена, играющего роль "арматуры" организма, но эти проблемы решаемы.
будет выглядеть не как одна маленькая пилюля за миллион долларов, а как целый чемоданчик с различными лекарствами, которые надо принимать малыми дозами каждый день
Профессор медицины Вашингтонского университета Луиджи Фонтана говорит, что для создания препаратов, способных значительно увеличить продолжительность жизни, нужно просто хорошо изучить молекулярные основы старения. Сегодня уже известен ряд биохимических реакций, которые приводят к атрофии клеток, тканей и органов. Научившись их изменять, выбрав молекулы - мишень для воздействия, люди смогут управлять любыми процессами в организме. Менять структуру молекул можно разными способами - генетическим, гормональным, химическим (с помощью лекарств), метаболическим, в том числе ограничением потребления калорий.
До сих пор клинические испытания и лабораторные тесты геропротекторов проводились только на животных, однако с помощью новейших математических алгоритмов ученые уже могут смоделировать реакцию организма человека на лекарство без фактического его приема и подобрать дозировку индивидуально для каждого пациента. Более того, прототипы таблеток молодости уже есть - это препараты, которые применяются для лечения онкозаболеваний, диабета и пр. Но, так сказать, побочным эффектом, как показала клиническая практика, является общее оздоровление организма.
Почему таблетки от старости еще не продаются в аптеках
Получается, что фармацевтическим компаниям достаточно пройти все официальные процедуры, чтобы перерегистрировать уже используемый препарат как геропротектор. Но не все так просто. Самым ярким примером тому является рапамицин, применяемый для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и болезни Альцгеймера. Его также рекомендуют после операций по пересадке органов. Недавно крупная швейцарская фармацевтическая компания Novartis начала продвигать рапамицин как препарат, замедляющий старение.
Рапамицин блокирует основные сигнальные пути, регулирующие рост и метаболизм. Когда система активирована, клетка растет и делится, потребляя питательные вещества и производя протеины. Когда блокирована - организм переходит в режим экономии, уничтожая при этом все, что ей вредно, то есть запускается процесс аутофагии. Именно поэтому ограничение в калориях увеличивает продолжительность жизни. Таким же образом действует рапамицин, и свойства, делающие его эффективным в замедлении роста опухоли, тормозят одновременно процессы старения. Когда ученые вводили его мышам в возрасте 20 месяцев, или почти в конце средней продолжительности жизни (грызуны, как правило, живут два-три года), продолжительность жизни самцов увеличилась на 9%, а самок - на 14%. По аналогии, если препарат начнет принимать 60-летняя женщина, она доживет до 95 лет.
Но проблема в том, что рапамицин подавляет иммунную систему (вот почему он так эффективен с трансплантатами). Если давать его пожилым пациентам, иммунитет которых зачастую уже ослаблен, они станут более подвержены угрожающим жизни инфекциям. В качестве возможного геропротектора рассматривается метформин, который принимают многие диабетики. Он вызвал повышенный интерес ученых в связи со своей способностью тормозить процесс гликирования белков (один из механизмов, обуславливающих старение клеток, тканей, снижение их функциональной активности). Сейчас активно изучается возможность применения метформина в качестве вещества, которое может продлять здоровую жизнь.
Наряду с изучением свойств уже имеющихся на рынке антивозрастных препаратов создаются и новые "таблетки молодости". Так, группа специалистов под руководством исследователей Института Скриппса сообщила об открытии сенолитиков - нового класса лекарств, способных замедлить процесс старения за счет уничтожения "отработанных" клеток организма и улучшения сердечной функции. Главная мишень препарата - прекратившие деление клетки. Сенолитики избирательно вызывают смерть старых клеток и при этом не оказывают воздействия на молодые и здоровые. Кроме того, испытания показали, что даже разовое введение сенолитиков улучшает функции сердечно-сосудистой системы, повышает выносливость, уменьшает симптомы остеопороза и укрепляет костную ткань.
Более широким направлением пока остается поиск лекарств от конкретных старческих болезней. В активе "таблеток от старения" компании Novartis не только рапамицин, но и бимагрумаб, предназначенный для предотвращения потери мышечной массы. После завершения исследований он также будет применяться при атрофии мышц и симптомах болезни Альцгеймера. Глава институтов биомедицинского исследования Novartis в Кембридже Марк Фишман рассказывает, что в разработке сейчас находятся новое лекарство для лечения сердечной недостаточности и препарат, который потенциально способен восстанавливать хрящи в суставах пожилых людей. Исследуется также радикальная генная терапия по предотвращению потери "волосковых клеток" в ушном канале, играющих ключевую роль в системе восприятия звуков, но уничтожаемых антибиотиками и химиотерапией.
150 лет станут нормой
Еще совсем недавно рассуждения о возможности достижения физического бессмертия были уделом фантастов и дилетантов от науки. Однако научные прорывы последних лет и крупные инвестиции в исследования в этой области превратили радикальное продление жизни человека - до 150 лет, в практическую задачу, решить которую, по мнению ученых, вполне реально в течение ближайших 50-70 лет. Уже активно развивается "рынок бессмертия" с такими продуктами, как искусственно выращенные органы, киборгизация человека, чувствительные протезы нового поколения и т. п., но именно у "таблеток от старости" есть все шансы стать в обозримом будущем лидером в борьбе за долгую и здоровую жизнь человека.
Эксперты надеются, что в ближайшее время удастся найти немало новых и старых лекарств, позволяющих тормозить старение. Возможно, что пресловутая "таблетка от старости" будет выглядеть не как одна маленькая пилюля за миллион долларов, а как целый чемоданчик с различными лекарствами, которые надо принимать малыми дозами каждый день.
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за ноябрь 2015 г. (№11/436)