Зять Джарты решил делать деньги из воздуха
Наметилась закономерность: почти все депутатские предложения по немедленному началу восстановления Донбасса поступают от выходцев из этого региона. Большинство парламентских инициатив напрямую связано с бизнес-интересами авторов законопроектов. Не стал исключением и Валерий Омельченко, избранный в Верховную Раду по мажоритарному округу в Макеевке. В одном из своих выступлений он заявил: "Не надо сидеть сложа руки. Следует уже сегодня работать над стратегией восстановления территории после АТО". И тут же зарегистрировал в парламенте два законопроекта (№4527а и №4528а от 19 августа 2014 г.).
Оба касаются стимулирования условий разведки, добычи и использования шахтного газа (метана). Хотя автор является главой парламентского комитета по вопросам информатизации и информационных технологий - сферы весьма далекой от газа, тема дегазации угольных месторождений ему хорошо знакома. До начала своей депутатской карьеры Валерий Омельченко был топ-менеджером и совладельцем в ООО "Научно-производственное объединение "Энергометан" и опосредованно
Омельченко предлагает предоставить господдержку всем компаниям, которые ведут разведку, добычу и реализацию шахтного газа и газовоздушной смеси, полностью освободив их от налогообложения
связан с ней и сейчас. Специализацией данной компании как раз является работа с шахтным газом. Особенно интересным это направление выглядело в период, когда утилизация данного газа проводилась по проектам, финансировавшимся в рамках Киотского протокола. К тому же тесть г-на Омельченко, экс-министр охраны окружающей среды Василий Джарты, мог поспособствовать утверждению таких проектов и получению положительной экспертизы. Во всяком случае, крупнейшее отечественное предприятие по использованию метана в проектах, связанных с квотами Киотского протокола, - шахта им. Засядько - тесно работало с "Энергометаном". Компания Валерия Омельченко также получала лицензии на проведение работ по дегазации на государственных шахтах. В частности, с 2012 г. действует лицензия на работы в "Макеевугле", одном из крупнейших государственных угольных объединений.
В своих законопроектах г-н Омельченко предлагает, во-первых, приравнять к вторичным источникам энергии не только метан угольных месторождений, но и газовоздушную смесь, извлеченную из шахт. Во-вторых, изменить формулировки в действующем законодательстве, которые обозначают этот газ как "материальный и энергетический ресурс". Таковым его предлагается считать лишь в отдельных случаях.
Цель таких манипуляций становится понятной при прочтении второго законопроекта - №4528а. В нем предложено предоставить господдержку всем компаниям, которые ведут разведку, добычу и реализацию шахтного газа. И не только его, но и той самой "газовоздушной смеси". Если законопроект будет принят, то операции по разведке, добыче и реализации шахтного газа полностью освободят от налогообложения (сегодня они облагаются налогами на общих основаниях).
Похоже, автор предвидел, что большинство депутатов, услышав словосочетание "добыча метана", вряд ли проголосуют за льготное налогообложение. Тем более что всего пару недель назад были повышены ставки сбора за использование недр для компаний, добывающих газ на обычных месторождениях. Поэтому он предусмотрел запасной вариант: если льготы для шахтного газа будут провалены, то от налогов должна быть освобождена хотя бы прокачка по трубам "газовоздушной смеси". Ведь она способствует дегазации шахт, а значит, снижает опасность шахтерского труда. Конечно, есть некоторая неопределенность с тем, как налоговые инспекторы смогут определить, когда по трубопроводу прокачали метан, а когда его смесь с воздухом. Возможно, расчет сделан на то, что когда речь идет о восстановлении после АТО и безопасности шахтеров, на такие мелочи просто не обратят внимания. К тому же среди депутатов Верховной Рады немало тех, кто знает толк в "газе угольных месторождений" - депутаты группы Рината Ахметова, Ефим Звягильский и его зять Владимир Вечерко, "угольный генерал" группы "Энерго" Леонид Байсаров. Они почти наверняка поддержат этот проект.