Водочный рынок еще глубже ушел в тень
Уже больше месяца прошло с тех пор как новый министр аграрной политики Игорь Швайка уволил руководителя "Укрспирта" Александра Харта, назначив и. о. главы компании Михаила Лабутина. Но на рынок эта замена никак не повлияла. Более того, производители водки утверждают, что их нелегальные конкуренты чувствуют себя лучше прежнего и готовятся наращивать рыночную долю, благодаря левым поставкам с государственных спиртзаводов. При этом, правда, забывая уточнить, что подобным бизнесом не грешат заниматься и многие вполне легальные производители алкоголя.
По данным Госстата, в марте нынешнего года производство водки в Украине снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на рекордные 53,3%, до 14 млн л. Итоги квартала менее угрожающие, но отрицательная динамика налицо. Всего было разлито порядка 60 млн л в сравнении с 70 млн л за три месяца минувшего года. Несмотря на печальную статистику водочного производства, пить украинцы меньше не стали. В розничных сетях заявляют, что продажи крепкого алкоголя с начала года не только не снизились, но и, наоборот, выросли на 10-15%. Пик спроса пришелся как раз на конец февраля. Но украинцы действительно сметают с полок вовсе не сорокоградусную по 30-40 грн. Массовым спросом пользуется более дешевые аналоги - по 15-20 грн. за бутылку 0,5 л. Их без труда можно найти на рынках и в небольших магазинчиках, несмотря на то что официально разрешенная минимальная розничная цена на водку в Украине составляет 30,1 грн. Более того, в регионах до сих пор можно найти так называемую водку "с казачком". Это дополнительная контрафактная акцизная марка, которую клеили на продукцию теневики, работающие в тесной связке с руководством "Укрспирта". Она являлась своего рода индульгенцией для продавцов - такой товар налоговики не трогали.
Именно "Укрспирт", находившийся под присмотром авторитетного "регионала" Юрия Иванющенко, обеспечивал серый рынок сырьем. Неучтенный спирт вагонами развозился по подпольным цехам, тогда как официально его производство только сокращалось. По данным "Укрспирта", в 2013 г. на внутреннем рынке было продано 135 млн л спирта-ректификата - почти на 17% меньше, чем в 2012 г. А с начала текущего года спиртовики поставили водочникам только 26 млн л спирта. Исходя из пропорции 1:2,5, которую используют при производстве водки, можно подсчитать, что из этого объема реально было разлить 65 млн л сорокоградусной. Что, учитывая усушку, утруску и прочие "технические" потери практически совпадает с официальной статистикой водочного производства. Нелегальный же спирт никогда не фигурировал в отчетности концерна - его перегоняли через многочисленные посреднические фирмы как сырье для биоэтанола, не облагающееся налогом.
Месяц назад министр аграрной политики Игорь Швайка отстранил от обязанностей директора "Укрспирта" Александра Харта, считавшегося креатурой г-на Иванющенко, и назначил исполняющим его обязанности Михаила Лабутина. Назвать эту перестановку коренной сменой руководства сложно - Лабутин еще в 2010 г. был назначен заместителем главы "Укрспирта" и курировал в нем биоэтанольные проекты. На вопрос "ДС" о планируемых в спиртовой отрасли реформах руководитель департамента продовольствия аграрного министерства Александр Куць ответил, что новый глава "Укрспирта" сейчас "работает над этим". В самом "Укрспирте" данную информацию подтвердили, но сказали, что программа реформ пока в разработке и когда она появится на свет, не уточнили, посоветовав подождать несколько месяцев.
Водочники в разрушение коррупционных спиртовых схем, которые слаженно работали многие годы, не верят. И говорят, что в этот бизнес на старые схемы просто придут новые люди. Производители водки не первый год лоббируют снятие государственного запрета на приватизацию спиртзаводов и ликвидацию "Укрспирта". Сейчас для этого как раз возник удачный момент. С другой стороны, ни новый глава Минагрополитики, ни старый новый директор спиртового монополиста не создают никаких предпосылок для того, чтобы прогнозировать высокоградусной отрасли выход "в свет". Ведь тот же Александр Харт после своего назначения главой "Укрспирта" также обещал революционные изменения и вывод рынка из тени. Что на практике обернулось еще большей его тенизацией.