• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Не разделяй и властвуй. Почему "Нафтогазу" на руку зависимость от "Газпрома"

На фоне консультаций с Еврокомиссией и "Газпромом" по поводу дальнейшего транзита газа через Украину в НАК "Нафтогаз України" в очередной раз заговорили о невозможности разделиться, как того требуют европейские нормы
Фото: energynews.com.ua
Фото: energynews.com.ua
Реклама на dsnews.ua

Сразу после трехсторонних консультаций с ЕС и "Газпромом" в "Нафтогазе" опубликовали часть решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, где говорится об анбандлинге компании - разделении функций транзита и хранения газа. Дело в том, что в иске украинская сторона требовала внесения в действующий транзитный контракт с "Газпромом" изменений, позволяющих "Нафтогазу" самостоятельно передавать свои права и обязательства любому третьему лицу, уполномоченному выполнять функции оператора газотранспортной системы (ГТС). По действующему контракту это можно сделать только с письменного согласия российского монополиста. Но "Газпром" не пошел на уступки, и арбитраж отклонил требования Украины. Теперь в "Нафтогазе" сокрушаются, что компания не сможет разделиться без одобрения россиян на включение в партнеры независимого оператора ГТС.

Анбандлинг важен, потому что это один из ключевых принципов регулирования электроэнергетики и нефтегазовой отрасли в Евросоюзе. Если в двух словах, то собственник инфраструктуры может заниматься деятельностью, связанной с ее управлением, но не имеет права одновременно работать на смежном рынке - продавать или производить ресурсы. Так в ЕС поддерживают конкуренцию и прозрачные отношения на рынке. Украина обязалась соблюдать эти правила, присоединившись в 2011 г. к Третьему энергопакету и приняв в 2015 г. Закон "О рынке природного газа", но до сих пор провела мало структурных преобразований. Пожалуй, главное из них - выделение в "Укртрансгазе", подчиненном "Нафтогазу", филиала по управлению ГТС. А играть по правилам ЕС нужно для того, чтобы привлечь европейские компании для транспортировки газа из России через Украину и гарантировать загрузку нашей ГТС даже после 2019 г., когда заканчивается контракт с "Газпромом", что не раз подчеркивали в Еврокомиссии.

Но здесь важно понимать: структура "Нафтогаза України" как холдинга такова, что финансовые потоки генерируют в основном входящие в него компании по добыче и транспортировке природного газа - "Укргазвидобування" и "Укртрансгаз". Если же придется разделяться по европейским правилам, то самому "Нафтогазу" останется лишь роль трейдера, причем одного из многих на конкурентном рынке

Но пока этого не случилось, "Нафтогаз" имеет возможность демпинговать на рынке поставок газа промышленности, отсекая большинство импортеров, просто продавая топливо из подземных хранилищ "Укртрансгаза".

Мы решили выяснить, действительно ли главный тормоз реформ в украинском газовом секторе - угроза из России.

"В контракте между "Нафтогазом" и "Газпромом" предусмотрена "санкция" за одностороннюю передачу "Нафтогазом" прав и обязательств в части транспортировки газа третьему лицу - оператору транспортной системы (ОТС) - в рамках анбандлинга. Однако нужно понимать, что последствия изменений в "составе" сторон контракта будут зависеть от целого ряда факторов", - отметила в комментарии "ДС" старший юрист, руководитель группы международных судебных и арбитражных споров Arzinger Оксана Карел.

Она пояснила, что если оператора ГТС заменят при отсутствии согласия со стороны "Газпрома", российская компания технически получит зеленый свет для реализации своего права на контрмеры по контракту - и здесь возможны варианты.

Реклама на dsnews.ua

"Зависимо от действий "Газпрома" (расторжение контракта, приостановление транзита и пр.) "Нафтогаз" получит право требовать продолжения транзита газа/выполнения контракта в соответствии с условиями контракта и согласно шведскому праву, которое является применимым к контракту", - сказала Оксана Карел, добавив, что анбандлинг должен распространяться на Украину в результате вхождения нашей страны в энергетический рынок ЕС.

В свою очередь, партнер адвокатского объединения "СК ГРУП" Юлия Курило также считает, что раз контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом" подчинен шведскому праву, то маловероятна передача ГТС другому оператору без риска расторжения соглашения.

Таким образом, выяснилось, что все разговоры о разделении "Нафтогаза" по видам деятельности проходили на фоне договоренностей, которые ставят такие реформы в зависимость от воли Москвы.

Как бы то ни было, контракт с "Газпромом" заканчивается в конце 2019 г., а полтора года - это значительно меньший срок, чем был у "Нафтогаза", чтобы решиться на разделение. Так что не далеко то время, когда российским монополистом уже не получится застращать желающих реформировать украинский газовый рынок. Если, конечно, соответствующее положение вдруг не появится и в новом контракте.

    Реклама на dsnews.ua