Уволят или урежут зарплату? Чего ждать украинцам от работодателей и как защитить свои права
По данным Торгово-промышленной палаты, из-за карантина в Украине уже остановили работу около 700 тыс. предприятий и учреждений сферы образования, которые дают работу 3,5-4 млн человек.
В связи с трудностями, которые возникнут у бизнеса из-за остановки работы и карантина, многие сотрудники могут оказаться под угрозой увольнения - не всякий бизнес переживет без потерь этот спад экономической деятельности.
Новые безработные
Скольким украинцам грозит потеря работы, объективно пока оценить трудно. Однако экс-министр экономики Тимофей Милованов прогнозирует, что безработными могут стать от 170 до 500 тыс. человек.
Он пояснил, что в Китае в связи с эпидемией коронавируса безработица выросла на 1%. В Украине уровень безработицы сейчас составляет 8,6%, около 1,5 млн человек. Если у нас безработица вырастет так же, как в Китае, то это означает потерю работы для 170 тыс. украинцев.
Однако самая уязвимая часть занятых - это работающие неофициально. Их в Украине около 20% от всех работников, или 3,4 млн человек. При этом 22-23% их этого количества трудятся в сфере торговли, мелкого ремонта, питания, гостиниц и транспорта. "Это примерно 700 тыс. человек. Если от четверти до половины из них могут быть уволены во время кризиса, то это означает от 175 до 350 тыс. новых безработных. "Если же увольнения неформального занятых будут происходить еще и в других отраслях, то цифра будет еще больше", - подсчитал бывший министр.
Полиция бдит
О надвигающихся возможных увольнениях уже говорят в открытую. Союз украинских предпринимателей заявил, что бизнесу, пострадавшему от коронавируса и карантина, необходимо не только вводить полноценные налоговые каникулы, но также выдавать льготные кредиты, которые пойдут на выплаты зарплат сотрудникам.
В свою очередь заместитель руководителя Национальной полиции-начальник Главного следственного управления Максим Цуцкиридзе предупредил руководителей предприятий, что именно им грозит в случае незаконного увольнения сотрудника во время карантина. По его словам, пострадавшим следует обращаться в полицию и писать заявление о совершении правонарушения, предусмотренного статьей 172 Уголовного кодекса Украины (Грубое нарушение законодательства о труде). "Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (34 тыс. - 51 тыс. грн), или лишение права занимать определенные должности. Также руководителей могут лишить права заниматься определенной деятельность на срок до трех лет или наказать исправительными работами на срок до двух лет", - сказал он.
Также Максим Цуцкиридзе напомнил работодателям о статье 173 Уголовного кодекса (Грубое нарушение соглашения о труде). "Когда человека берут на работу и заключают договор между ним и работодателем, прописываются определенные условия. Работодатели не могут их ухудшать под предлогом карантина, иначе им придется отвечать за такие действия. Пока о таких случаях я не слышал, все с пониманием подходят к ситуации", - сказал он.
А Государственная служба Украины по вопросам труда даже разместила на своей странице памятку "Права сотрудника во время объявления карантинных мер". Там напомнили, что, исходя из действующего законодательства, в случае, если у сотрудника обнаружены первые признаки заболевания, работодателю рекомендуется срочно отправить его на медосмотр для постановки диагноза. А отсутствие сотрудника на работе в связи с болезнью, подтвержденной документами, не может основанием для увольнения, если же тот предоставил больничный, то ему положена выплата помощи по временной нетрудоспособности.
Уволят или нет?
Имеет ли право работодатель уволить сотрудника, если карантин обрушил его бизнес и он стоит на пороге банкротства? По словам Натальи Наконечной, старшего юриста компании CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, правила, установленные Кодексом законов о труде относительно увольнения, будут работать в общем порядке и во время карантина.
"То есть для увольнения у работодателя есть опция сокращения штата (п. 1 ст. 40 КзОТ) с обязательным уведомлением сотрудника за два месяца. Однако у работодателя всегда есть вариант уволить сотрудника "по согласию сторон" (п. 1 ст. 36 КзОТ), преимущество которого в том, что уволить можно сразу, но только при условии, что сотрудник согласен на этот вариант. "Для того чтобы такое согласие получить, как правило, сотруднику предлагается определенный компенсационный пакет, который не требуется законодательством, но используется для поощрения сотрудника прекратить трудовые отношения "быстро и безболезненно", - отметила юрист.
Алеся Павлинская, советник практик трудового и корпоративного права АО Arzinger, пояснила, что если компания предупредила сотрудника о грядущем сокращении зарплаты за два месяца, но он не согласен работать на таких условиях, такой работник увольняется по п. 6 ст. 36 КЗоТ с выплатой выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка. "Но по сути такие изменения возможны только в случае изменений в организации производства и труда. В судебной практике уже подчеркивалось, что только лишь финансовые сложности компании такими изменениями считаться не могут. Вряд ли суды сразу "повернутся" в сторону работодателя даже ввиду сложившейся ситуации.
Очевидно, что государство планирует возложить социальную ответственность исключительно на законопослушных работодателей. Сторонников зарплаты "в конверте" законодательные нормы не пугают - им достаточно "уменьшить конверт", - рассказала юрист.
Если уточнить, то последствия коронавируса, с которыми столкнулся работодатель, хоть и могут привести к увольнениям сотрудников, сами по себе не являются причинами для этого. Младший юрист компании Investment Service Ukraine Дарья Скобликова пояснила на примере.
"Допустим, компания, чей бизнес связан был с экспортом в Китай, понесла такие убытки и вынуждена останавливать свою деятельность, ликвидироваться. Увольнение сотрудников неизбежно и не является незаконным. А вот невыплата компенсаций и всех надлежащих сумм при этом является уже нарушением КЗОТ. Незаконным является увольнение или сокращение сотрудника со ссылкой на коронавирус, если при этом компания продолжает фактически работать", - сказала юрист.
По ее словам, в таком случае возникает ответственность (гражданская, уголовная) работодателя и сотрудник, чьи права нарушены имеет полное право обратиться в полицию или суд.
Стоит рассмотреть и ситуации, когда в компании есть профсоюзы. В таком случае, как отмечает Алеся Павлинская, работодатель должен провести с ними консультации заранее и получить согласие на увольнение каждого члена. При этом в течение года после такого увольнения сотрудник имеет право "поворотного принятия на работу", то есть первым претендовать на аналогичные вакансии, которые в будущем, возможно, будет открывать этот же работодатель.
А вот членов профкомов уволить практически невозможно.
Некоторые защищенные категории (например, беременные, женщины с малыми детьми) также имеют "100%-ный иммунитет" от увольнений "по сокращению". "В таких условиях, очевидно, небольшим бизнесам будет проще закрыться. Очередное подтверждение того, что устаревшее консервативное трудовое законодательство инвестиционной привлекательности страны не способствует. Более того, в период кризиса только поможет "добить" бизнес, - сказала Алеся Павлинская.
А как же зарплата
Однако если не увольнение, то сотрудников предприятий, попавших в кризис, могут ждать и другие неприятности: работодатели могут поставить сотрудников перед фактом сокращения зарплаты за период вынужденного простоя предприятия, или же отправки сотрудников в бесплатный отпуск на время карантина.
Наталья Наконечная отметила, что компания имеет право сократить зарплату сотруднику в связи с финансовыми трудностями, возникшими из-за вируса и карантина. Однако есть одно "но". "В таком случае действуют общие правила уведомления сотрудника об изменении существенных условий труда за два месяца (статья 32 Кодекса законов о труде). Режим карантина не изменяет и не отменяет правила относительно уведомления об уменьшении заработной платы", - сказала она.
При этом компания не может отправить сотрудника в неоплачиваемый отпуск без его согласия. Но если согласие есть, стороны могут договориться о безоплатном отпуске длительностью на весь период карантина. Такой отпуск не ограничивается общим правилом 15 дней неоплачиваемого отпуска "по семейным или иным обстоятельствам". Возможность неоплачиваемого отпуска на весь период карантина предусмотрена новым законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновению и распространению коронавирусного заболевания (COVID-19)", принятого недавно Верховной Радой.
Есть еще одна опция легально уменьшить зарплату. Если сам сотрудник согласится неполный рабочий день, согласно ст. 56 КЗоТ. "В таком случае оплата труда начисляется согласно пропорционально отработанному времени. При этом объем трудовых прав не ограничивается" - отметила Дарья Скобликова.
А согласие сотрудника работодателю не нужно только в случае оформления простоя (с выплатой минимум 2/3 зарплаты). "Вместе с тем очевидно, что даже крупный бизнес не продержится более несколько месяцев, если будет платить работникам зарплату при полной остановке предприятия и миллионных убытках. Ликвидация и банкротство не нужны ни персоналу, ни профсоюзам, ни государству", - сказала Алеся Павлинская.
Юрист привела в пример Германию, где затраты на оплату временного простоя компенсируются работодателям государством в определенном объеме. "Очевидно, государство может это позволить за счет накопленных отчислений. Но в стране, где более половины граждан считают нормальным выплату зарплату в конверте, надеяться на поддержку государства было бы наивно. У нас же Нацполиция уже успела "ободрить" и "поддержать" бизнес вчерашними рекомендациями жаловаться на незаконные увольнения и писать заявления по ст. 172", - сказала она.
На выплату больничных и декретных введение карантина повлиять не должно.
"Порядок предоставления компенсации за дни временной нетрудоспособности в связи с болезнью или беременностью никаким образом не меняется в период карантина", - пояснила Наталья Наконечная. При этом она напомнила, что в случае временной нетрудоспособности сотрудника из-за его болезни или болезни его ребенка работодатель оплачивает только первые пять дней "больничных", а остальное компенсируется Фондом соцстрахования (через работодателя). А в случае отпуска в связи с беременностью или родами Фонд (так же через работодателя) полностью оплачивает сотруднику декретные.
Можно сделать выводы, что бизнес не готов к длительному карантину, а работники вскоре могут почувствовать это на себе. По словам Алеси Павлинской, нынешний кризис обнажил недостатки консервативного трудового законодательства. "Не готова Украина к тому, что дистанционная работа не урегулирована, простой необходимо в любом случае оплачивать, а при наличии профсоюза либо женщин с детьми в штате - законопослушному предприятию проще ликвидироваться. Но массовые ликвидации и банкротства не нужны ни персоналу, ни профсоюзам, ни государству. Нам нужно новое трудовое законодательство", - считает она.