Куда исчезают призраки газовой независимости
Чтобы предприятия смогли работать, а в домах и коммунальных учреждениях было тепло, Украине нужно ежегодно сжигать около 50 млрд. кубометров газа. Именно столько - 50,3 млрд. кубометров, было сожжено в 2013 году.
Однако своего газа - добытого НАК "Нафтегаз" и частными добытчиками, в прошлом году было только 21 млрд. кубометров. Остальной газ импортировался, прежде всего, из России. После начала войны на Востоке страны газ из РФ перестал поступать в Украину. Частично, нехватка компенсировалась реверсом из Восточной Европы. Однако полностью перекрыть потребности в топливе это направление может с большим трудом.
В таких условиях логичным выглядит развитие собственной добычи, но пока делается все, чтобы этого не случилось.
Отдать все
Добыча газа государством вот уже пятнадцать лет колеблется в пределах от 17 до 19 млрд. кубометров. Просев в 2010 году до 18,1 млрд. кубометров, в 2013 она повысилась до 18,7. Главные газодобытчики в системе НАК "Нафтегаз" - "Укргаздобыча" и "Черноморнефтегаз".
Динамика добычи НАК "Нафтогаз", млрд куб м
Последние годы основные госинвестиции шли на развитие добычи газа на шельфе. Например, практически 1 млрд. долларов стоила покупка двух плавучих буровых установок "Петр Годованец" и "Независимость" - скандальные "вышки Бойко". И итоге в 2013 году добыча газа "Черноморнефтегазом" выросла на 40%, до 1,65 млрд. кубометров. И этого уже хватало на потребности в газе всего Крыма. В дальнейшем компания, рассчитывающая добывать к 2016 году 5 млрд. куб м газа в год, планировала обеспечивать топливом южные области Украины.
Однако после аннексии Крыма в конце марта "Черноморнефтегаз" оказался вместе со всеми вышками в другом государстве. И фактически единственным государственным добытчиком осталась "Укргаздобыча". В год она добывает примерно 15 млрд кубометров газа, что составляет 75% всей собственной добычи или 25-30% потребления в стране. И терпит убытки, продавая газ по установленным НКРЭ тарифам. "Цена газа "Укргаздобычи" составляет 419 грн и уже несколько лет подряд не меняется", - говорит аналитик консалтинговой компании "Ньюфолк" Геннадий Кобаль, по словам которого даже практически 50% удорожание газа для населения не заставило НКРЭ пересмотреть тариф. И при этом НАК "Нафтегаз" серьезно должен компании. "Наши долги перед банками соответствуют задолженности НАК "Нафтогаз Украины" перед компанией, это примерно 2,9 млрд грн. Но нам обслуживание кредитов обходится почти в 50 млн грн ежемесячно", - заявлял на пресс-конференции 8 июля руководитель "Укргаздобычи" Сергей Костюк.
Объме эксплуатационного бурения НАК "Нафтогаз", тыс. м
Результатом такой политики госрегулятора стали проблемы с финансированием производства - строительство новых скважин, ремонт действующих - и в итоге за первые шесть месяцев 2014 года добыча газа снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 100 млн кубометров (1,2%).
Быстрый заработок
Несмотря на то, что частные газовые компании добывают относительно меньше государственных, развивают добычу они не в пример быстрей. Так в 2009-2013 году рост добычи газа независимыми газодобытчиками составил 27%, а в первой половине 2014 года они обеспечили 14% всей добычи в Украине.
Во втором полугодии и в следующем году этот рост может прекратиться. Причина - попытки Кабинета министров собрать максимум с газодобытчиков. 31 июля этого года был в целом принят закон, повышающий ренту на добычу газа с 28% до 55% для скважин глубиной до пяти тысяч метров и с 15 до 28% для более глубоких скважин. Пока что закон предполагает действие ставки до конца года, однако, как рассказали в Министерстве финансов, правительство уже разработало и внесло в парламент законопроект, устанавливающий эти ставки на постоянной основе. "Такая норма считается правильной, ведь плата за использование недр - это та цена, по которой государство продает ресурс коммерческим компаниям, которые добывают его, реализуют", - отмечает заместитель министра финансов Денис Фудашкин. По его словам, выручка от реализации 1 тыс. куб. метров газа после уплаты налога частных компаний в 7,6 раза больше, чем в государственной компании, которая добывает почти 70% газа, и получает неплохую прибыль. Для стимулирования добычи газа и нефти правительство предлагает ввести коэффициент для новых скважин на уровне 0,55. "Он будет действовать в течение двух лет. Это то время, за которое любой проект сможет окупиться", - говориться в сообщении Минфина.
Налоговая нагрузка на газодобытчиков
* в зависимости от типа скважин
Однако аналитики не уверены в расчетах Минфина. В среднем компании нужно пробурить одну-две разведывательные скважины, прежде чем они попадают в продуктивный пласт. Только это отодвигает окупаемость на 4-6 лет. Плюс еще около двух лет у компании могут уйти на получение всех разрешений, разведку и оформление. "Теоретически, на некоторых скважинах себестоимость может действительно быть на уровне средней в Укргаздобыче - 230 грн., а на некоторых - больше 200 долларов. Она очень разная для разных компаний и зависит от геологии месторождения, глубины, успешности разведки, дебита скважины, качественного состава углеводородов", - рассказывает аналитик Dragon Capital Денис Саква. В зависимости от подходов к бухгалтерскому учету, напоминает он, себестоимость может не включают затраты на неудачно пробуренные скважины, которые могут стоить около 10 млн. долларов. "Например, в первый год подготовили участок, второй год закончили бурение (потратили 8 млн. долларов), к концу второго года пошел приток. Вот если взять в качестве себестоимости только затраты уже после бурения, то можно получить фантастические цифры. Но компания в наших условиях уже инвестировала 8 миллионов долларов", - объясняет эксперт.
Больше всего вопросов вызывает желание Минфина брать 55% не от прибыли, а от дохода. Который является лишь потенциальным, так как налог платится в момент добычи газа, а не во время его продажи, которая может произойти спустя год-два.
Повышая рентные ставки, Украина оказывается в ситуации, когда налоговая нагрузка у нас выше, чем в странах-соседях, куда могут прийти те же инвесторы. "Каждые 100 млн. кубометров добытого газа независимыми компаниями приносят около 300 млн. грн. доходов в государственный бюджет в виде различных налогов. В следующем году газодобывающие компании могут нарастить объемы добычи на 500-600 млн. кубометров, но для этого нужно вложить деньги, которые будут вымыты рентными платежами", - рассказал один из руководителей частной газовой компании. По его словам, если налоговая нагрузка достигнет $300 на 1 тыс. куб. газа большинство проектов становится нерентабельными.
"Правительству негде взять деньги в бюджет и поэтому они ищут везде. Но для страны, где ничего не добывают, - это очень высокие ставки. Совокупно, говорят компании, налоги и отчисления достигают 85%. Такого рода вещи могут позволить себе активно добывающие страны, типа Саудовской Аравии", - уверен директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Столкнувшись с новыми правилами, компании, работающие в Украине, начали пересматривать свои инвестиционные планы. Например, британская компания с активами в Украине JKX Oil&Gas оценила убытки от увеличения налогообложения добычи углеводородов в Украине в $10 млн. или четверть своего бюджета программы капитальных вложений в Украине на 2014 г. И решило сократить капитальные расходы. Сократить инвестиции в развитие думает и "Смарт-Холдинг". По словам генерального директора входящей в холдинг группы компаний Smart Energy Алексея Тимофеева, если раньше планы по реинвестированию были на уровне $50-60 млн, то сейчас будет от силы $10 млн. И если правительство не передумает и продлит ренту на будущие годы, количество инвестиций в газодобычу может еще сократиться. И тогда с газовой независимостью точно придется прощаться.
Валентин Землянский, независимый газовый эксперт
Если исходить из общей тенденции, то сейчас новые месторождения, которые нужно разрабатывать, гораздо глубже пяти тысяч метров. Остальные дожимаются. Поэтому я думаю, что продление существующей ставки ренты на недропользование, во-первых, вызовет протест среди работающих газодобытчиков, во-вторых, помешает привлечению новых газовых инвестиций. И с чего брать деньги Укргаздобычи при низких тарифах. Получается, что мы увеличиваем налоговую нагрузку и при этом сохраняем социальные тарифы. Как показывает практика: чем выше ставка, тем меньше поступлений.