Почему банкам не нужна публичность
Национальный банк Украины утвердил концепцию изменений к законодательству, которые позволят банкам менять форму собственности - с публичного акционерного общества (ПАО) на частное (ЧАО). По мнению регулятора, такое новшество будет полезным для финучреждений, которые не намерены постоянно привлекать капитал на фондовой бирже.
Сейчас в соответствии с Законом Украины "О банках и банковской деятельности" кредитные учреждения могут существовать только в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка. Эта норма появилась 10 лет назад и все кредитные учреждения, функционирующие в Украине, уже давно являются публичными акционерными обществами. "С помощью такого требования регулятор рассчитывал сделать банковскую систему более прозрачной и открытой. Подразумевалось, что финучреждения смогут привлекать дополнительный капитал от третьих лиц, проводить сделки на фондовой бирже и так привлекать мелких инвесторов. Следовательно, состав акционерного капитала не будет сосредоточен в руках одного или нескольких мажоритариев", - пояснил "ДС" директор по юридическим вопросам Банка Кредит Днепр Максим Гринченко. По его словам осуществить поставленную цель в полной мере не вышло. До сих пор у большинства банков Украины контрольный пакет акций сконцентрирован в руках одного или нескольких крупных акционеров, которые осуществляют управление без существенного влияния на их голоса миноритарных акционеров.
Нынешняя инициатива НБУ совпала по времени с грядущим вступлением в силу изменений в закон "Об акционерных обществах", обновлением требований к функционированию фондовых бирж и законодательными инициативами по развитию фондового рынка. Все эти новшества существенно повысят требования к показателям деятельности публичных акционерных обществ, которые и без того выполняются далеко не каждым банком. Например, все публичные АО будут обязаны пройти процедуру включения акций в биржевой реестр на одной из работающих бирж. "Для этого необходимо соответствовать строгим требованиям, в том числе и в отношении объемов операций с акциями на бирже, на которые банк не влияет, а значит, гарантировать исполнение установленных требований он не может", - объясняет директор юридического департамента UniCredit Bank Виктория Бороненко.
Кто станет частным
Большинство новых норм вступают в силу с 1 мая этого года. Но некоторые из них (в том числе и норма относительно обязательного включения акций в биржевой реестр) начнут действовать только с 1 января 2018 года. То есть у тех банков, которые не смогут или не захотят выполнять новые требования к ПАО, будет время перерегистрироваться в частные общества. "Переходом в частные общества воспользуются, рано или поздно, более 90% всех существующих банков", - убежден партнер юридической фирмы "Астерс" Евгений Порада. По его словам, в нашей стране банки в подавляющем большинстве имеют стабильный состав акционеров и не имеют желания размещать свои акции для торгов на бирже.
Например, в ряде случаев последние имеют право требовать от АО выкупа их акций по рыночной цене. Ее определяют исходя из средневзвешенной цены на бирже за определенный период (без привязки к объемам торгов). "Был случай, когда миноритарные акционеры банка перед предъявлением своего права на выкуп их акций провели с подставными лицами технические продажи незначительных пакетов ценных бумаг (до 0,001% от уставного капитала банка). Сделки проходили по цене, которая в несколько десятков раз превышала номинальную и реальную рыночную стоимость", - рассказывает Евгений Порада. В итоге между сторонами возник конфликт, который решался в судебном порядке. Но акционерному обществу в конце-концов пришлось заплатить миноритариям больше справедливой цены.
По мнению Виктории Бороненко, инициируемые Нацбанком новшества очень позитивны: "Трансформация банков из публичных в частные АО не повлияет негативно на работу банковской системы, поскольку она будут касаться только упрощения организации работы банков в сфере корпоративного управления", - утверждает юрист. В заявлении НБУ говорится, что "независимо от типа акционерного общества требования к корпоративному управлению в банках и объему раскрытия информации сохранятся на высоком уровне".
Впрочем, в этом можно и усомниться. Адвокат, управляющий партнер ЮК "Закон Победы" Марина Саенко считает, что у банков, которые перерегистрируются в частные АО, появится больше возможностей для сокрытия структуры собственников и бенефициаров. "Национальный банк обещает, что сможет и дальше контролировать собственников банков, но все будет зависеть от того, как этот переход будет урегулирован законодательно", - говорит она. Очень многие вопросы по структуре собственников банков сейчас регулируются подзаконными актами, постановлениями, письмами. Или даже так называемыми "конфиденциальными телеграммами НБУ", которые не подлежат регистрации в Минюсте и содержат пометку "для служебного использования". Банки не могут разглашать содержащуюся в них информацию. Иногда это позволяет НБУ быть "выше закона" и диктовать свои правила игры рынку, но в то же время дает возможность оспаривать решения регулятора в судебном порядке.
Юрист считает, что вследствие перерегистрации банков из ПАО в ЧАО может появиться масса судебных дел, оспаривающих те или иные требования НБУ на основе нечетко прописанного законодательства.
Примером может служить история с признанием 28 апреля неплатежеспособным банка Юнисон в связи с непрозрачной структурой собственности. В свое время этот банк связывали с семьей беглого министра доходов и сборов Александра Клиенко, хотя он и отрицал причастность к банку. Сейчас акционерами финучреждения являются 11 компаний, зарегистрированных на Кипре. "В официальной информации НБУ нет ни одного аргумента, который бы прямо или косвенно указывал на неисполнение ПАО "Банк "Юнисон" нормативов, задержку в прохождении платежей, проблемы с ликвидностью или качеством активов. Таким образом, ПАО "БАНК "Юнисон" становится первым банком в Украине, который был признан неплатежеспособным только по признаку несоответствия структуры акционеров требованиям НБУ", - констатировали в рейтинговом агентстве "Эксперт-Рейтинг", которое присваивало рейтинги банку. В агентстве отмечают, что "Юнисон" приложил максимум усилий для того, чтобы сделать структуру своих акционеров транспарентной, "но в соответствии с украинским законодательством только НБУ может дать заключение о транспарентности структуры акционеров банка". Теперь взаимоотношения регулятора и финучреждения перейдут в судебную плоскость. "Мы не намерены сдаваться и будем защищать права нашего коллектива и наших клиентов в судебном порядке", - уже заявили в "Юнисоне". Если бы банк был частным, дело бы наверняка завершилось в его пользу.
По мнению Саенко, трансформация большинства банков из публичных АО в частные также отпугнет потенциальных иностранных инвесторов: "Они и сейчас не спешат инвестировать в нашу страну, где правила игры меняются с приходом каждого нового правительства. А когда банки станут закрытыми структурами, рассчитывать на приход иностранного инвестора можно будет только при продаже контрольного пакета акций", - прогнозирует Марина Саенко.