Пекин поможет Бухаресту потеснить Украину на энергорынке
Румынская государственная компания Nuсlearelectrica и китайская General Nuclear Power Corp. (GNPC) на прошлой неделе заключили два соглашения о перспективах участия КНР в достройке АЭС Cernavoda и развитии атомного сектора румынской промышленности. Комментируя прессе новые договоренности, министр энергетики Румынии Андрей Джеря сообщил, что соглашение принесет стабильность Румынии в качестве регионального энергетического полюса. "У нас уже есть совместный проект ТЭС Rovinari с инвестициями в 800 млн евро. С проектом АЭС Cernavoda речь идет о 6 млрд евро. Ведутся переговоры по еще одному проекту ГЭС Tarnita Lapuștești стоимостью 1,1 млрд евро. В целом партнерство с КНР принесет нашей энергетике инвестиции в размере 8 млрд евро", — сообщил министр. По его словам, румыно-китайское соглашение о достройке АЭС Cernavoda предполагает покупку китайцами крупного пакета акций проектно-эксплуатационной компании EnergoNuclear SA и дооснащение этой АЭС в 2018-2020 гг. двумя новыми реакторами. Дооснащение подразумевает покупку турбин General Electric и канадских дейтериевых реакторов AECL, успешно работающих в КНР. Увеличение мощностей румынской атомной энергетики базируется на уже существующем в этой стране замкнутом цикле производства собственного ядерного топлива.
Нынешнее румыно-китайское атомное соглашение стороны пытались заключить уже трижды в 2008-2013 гг. Но сроки переносились из-за медленных темпов продвижения на внешние рынки китайской модели реактора Hualong. Теперь в обмен на инвестиции в достройку существующей АЭС Бухарест готов сделать Пекину уступку и согласиться оснастить китайскими реакторами новую атомную электростанцию, которую после 2020 г. планируют построить в румынских Карпатах.
И новая АЭС, и достройка старой нужны румынам для достижения трех амбициозных целей. Во-первых, увеличить экспорт электроэнергии на рынок Южной Европы. Во-вторых, развернуть энергетическую экспансию в соседние Молдову и Украину. В-третьих, сократить долю экологически вредных угольных ТЭС в румынской энергетике, поскольку их работа существенно осложняет взаимоотношения между Бухарестом и Брюсселем.
Продвижение реактора Hualong в румынскую атомную энергетику (пусть и в отдаленной перспективе) считается изюминкой румыно-китайского сотрудничества. Эта модель конкурирует с реакторами российской разработки на рынках перспективных атомно-энергетических стран, в число которых входят Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, Аргентина, Египет и Иордания. Отвоевывая крупные рынки, Пекин не намерен отдавать россиянам и промежуточные площадки конкуренции, вроде Румынии или Словакии. Благодаря этому Румыния уже занимает второе место после Великобритании по темпу продвижения новых китайских реакторов Hualong на рынок ЕС. Что касается Соединенного Королевства, то КНР 21 октября заключила соглашение о покупке 40% акций АЭС Hinkley Point для того, чтобы оснастить ее китайскими реакторами. Это первая в Британии атомная электростанция за последние 30 лет и самая дорогая в истории.
После того как китайские компании дооснастят канадскими ректорами единственную румынскую АЭС, ее доля в выработке электроэнергии вырастет с нынешних 17 до 40%. А после закупки реакторов Hualong она может превысить 60%. Появление новых точек роста мощностей энергетики в этом регионе Европы создаст давление на внешние рынки сбыта электроэнергии соседней Украины. Экспорт нашей страны в ЕС в 2014-2015 гг. падал на 40-50% в год из-за военного конфликта с РФ. Без особых усилий Киев для удержания экспортных рынков мог бы заменить эти ТЭС ресурсами АЭС, но последние страдают от дефицита выхода мощностей в общую энергосистему. К середине 2015 г. украинским властям ценой кредитов на сумму более $200 млн удалось завершить многолетний проект строительства ЛЭП от Ровенской АЭС к Киеву, что обещает заметно увеличить выход атомной электроэнергии в общую сеть. Что касается задачи стабилизации экспорта, то Украине потребуется строительство нескольких аналогичных по мощности ЛЭП от АЭС к западным и южным границам.
Вполне возможно, что китайские инвесторы в отдаленном будущем заинтересуются этими проблемами Украины и найдут путь к отечественной ДТЭК "Востокэнерго" или российской "Интер РАО-МолдГРЭС". Именно от этих компаний еще год-два назад почти полностью зависела энергетика Молдовы. Но пока Пекин сделал ставку на Бухарест, который доказал свою работоспособность хорошими темпами объединения румынских и молдавских энергосистем.