Обвал гигантов. Почему трясет мировые биржи, и что это значит для Украины
Начали с понедельника
Как и положено всякому нехорошему начинанию, падение акций началось с понедельника. Сперва, 19 ноября, Марк Цукерберг поругался с топ-менеджерами Facebook - объявил им, что компания находится в состоянии войны. Результат - падение акций крупнейшей социальной сети до минимального уровня за 19 месяцев. Напомним, что в этом году "новая политика" Цукерберга уже привела к увольнению ряда топ-менеджеров Facebook.
На следующий день, 20 ноября, американский рынок акций открыл сессию в Нью-Йорке сильным снижением всех котировок. Три ведущих индекса фондового рынка США моментом потеряли все "заработанное" с начала года. Падение биржевых индексов S&P 500, Dow Jones и NASDAQ было предопределено еще до открытия торговой сессии. Причина - котировки акций Apple опустились до минимальных уровней за последние четыре с половиной месяца, вплотную приблизившись к $185,65 (это на 20% ниже последнего максимума Apple).
Apple оказалась под ударом после того, как The Wall Street Journal опубликовала материал о том, что что компания сократила объем заказов на производство всех трех моделей iPhone, представленных в сентябре. Новости о сокращении заказов от Apple, поступавшие неделю назад, уже вызывали сильное падение ее акций. Теперь же The Wall Street Journal усилила тревоги инвесторов в отношении будущих доходов компании. Вслед за акциями высокотехнологического гиганта начали падать в цене и ценные бумаги других компаний сектора.
Добавим сюда же то, что инвесторов разочаровала квартальная отчетность одного из лидеров китайской электронной коммерции - компании JD.com. Выручка онлайн-магазина выросла на 25,1%, до $15,3 млрд, но оказалась на 1,3% ниже прогнозов аналитиков. Разочаровавшись, инвесторы стали избавляться от акций китайского онлайн-магазина, и его акции, потерявшие к открытию сессии более 5%, утащили за собой и акции других интернет-компаний.
Соответственно, падение акций IT- и интернет-компаний вывело индекс NASDAQ в лидеры падения. В процентном соотношении за понедельник-вторник он потерял вдвое, чем Dow Jones Industrial и S&P 500.
В других секторах экономики настрой на распродажу активов усилили квартальные результаты Target и L Brands, разочаровавшие инвесторов. Бумаги этих компаний также сильно упали в цене еще до открытия торговой сессии.
Далее сработало заявление вице-президента США Майка Пенса, который заявил, что американские пошлины на импорт китайских товаров останутся в силе до тех пор, пока Пекин не "изменит свое поведение". Инвесторы поняли, что все некоторое время будет плохо, так что распродажи активов распространились на все 11 секторов рынка. В итоге даже акции Boeing обвалились на 4,5%.
Далее одним из лидеров падения стала сеть магазинов Target: ее акции рухнули на 13%. Инвесторов разочаровал недостаточный рост прибыли и продаж. Общая выручка Target выросла на 5,6%, до $17,82 млрд, тогда как аналитики прогнозировали выручку в размере $17,76 млрд.
Впрочем, там неплохие долгосрочные перспективы: компания вкладывает деньги в ремонт магазинов и открывает торговые точки меньшего формата в пригородах и колледжах. Кроме того, Target инвестирует в собственную цепочку поставок, чтобы быть более конкурентоспособным в сравнении с Walmart и Amazon. Торговая сеть продолжает добавлять больше брендов одежды и товаров для дома. Благодаря этому аналитики с Уолл-Стрит прогнозируют рост акций Target в среднем на 17,6%, до $91,47, в перспективе ближайшего года.
Между тем, компания L Brands, которой принадлежат бренды Victoria's Secret и Bed & Body Works, решила понизить дивиденды в два раза, с $2,4 до $1,2 на акцию. В III квартале чистая выручка упала почти на 50% по сравнению с прошлым годом. Акции компании подешевели на 8,8%.
В среду, наконец, сильно подешевели акции нефтегазовых компаний - они последовали за обвалом нефтяных котировок. Особенно пострадали бумаги не самых крупных американских производителей нефти и газа. Справедливости ради отметим, что бумаги нефтегазовых компаний начали дешеветь еще в начале октября, когда позитив на рынке нефти сошел на нет на новостях о росте предложения нефти.
Тогда котировки на рынке энергоносителей устремились вниз, а акции энергетических компаний, входящих в индекс S&P 500, упали в цене почти на $240 млрд. По оценке норвежской исследовательской компании Rystad Energy, мировой нефтегазовый сектор за тот же период в совокупности потерял в капитализации около $1 трлн.
Это тот случай, когда причиной затяжного падения цен на нефть и, как следствие, акций нефтегазовых компаний, стал быстрый рост предложения нефти. С начала года добыча в США, Саудовской Аравии и России выросла более чем на 3 млн баррелей в сутки. Также эксперты ожидают замедления мировой экономики, что негативно скажется на спросе на нефть.
Наконец, в конце недели в падение отправились акции банков. Началось с одного из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs - на него подали в суд из-за коррупции. Истцами стали серьезные игроки: Эмиратский суверенный фонд IPIC и его дочерний фонд Aabar Investments. Акции отреагировали снижением.
Однако все перечисленное выше - по большому счету частные случаи, пусть и объединенные событиями одной недели. Больше тревожит другое: за октябрь инвесторы вывели из инвестиционных фондов больше денег, чем в каком-либо другом месяце за последние три года. В общей сложности основные инвестфонды лишились $29,1 млрд, до этого вложенных в акции и облигации. Это означает, что инвесторы быстро теряют доверие к ценным бумагам как "классической экономики", так и IT-"вундеркиндов". Только за октябрь фондовые рынки США потеряли $5 трлн.
Но при этом вложения в золото существенно не выросли. Это значит, что на рынке остаются свободные инвестиционные средства, которые ищут своего "пристанища".
Разочаровавший IT-сектор
За последние пять лет котировки американских технологических компаний подскочили на 131%. В этом году рост замедлился, а к концу года мы видим ощутимый спад. Только на прошлой неделе акции NVIDIA обесценились на 19%, а сначала года акции потеряли 22,3%. Micron Technology с начала года подешевела на 14,6%, Western Digital - на 48,9%. Да и вообще осень 2018 г. проходит под знаком стремительного удешевления технологических компаний. С конца сентября на бирже Нью-Йорка случилось несколько обвалов, и каждый раз причиной становились IT-компании.
Здесь, впрочем, мнения экспертов фондового рынка сильно расходятся. Одни (в Market Watch) указывают, что за последние три года IT-сектор вырос на 69%, за пять лет - на 131%, а за десять лет - вообще на 513%. Другие же твердят, что бум на рынке IT закончился, и инвесторы больше не верят в бурный рост компаний сектора hi-tech. Впрочем, большинство профильных аналитиков все же считают, что в IT-сегменте наблюдается рост (пусть и не такой быстрый), а осеннее падение останется лишь эпизодом.
Другая проблема - падение акций конкретно китайских интернет-магазинов. Мы уже упоминали, что акции китайского онлайн-магазина JD.com резко подешевели: котировки упали почти на 4% на торгах 19 ноября и с тех пор не поднимались. В целом же с начала года акции JD.com рухнули на 44% из-за опасений замедления роста.
По состоянию на 30 сентября 2018 года численность продавцов, представлявших свои товары на торговой площадке JD.com, достигла 200 тыс. Сейчас компания пытается привлечь клиентов в Юго-восточной Азии и в сельских районах Китая, поскольку спрос в крупных городах приблизился к максимально достижимым значениям.
А его главный конкурент Alibaba также работает над увеличением своей клиентской базы в этих регионах. В начале месяца Alibaba снизил ожидания по продажам в 2018 финансовом году, ссылаясь на неопределенность в дальнейшем росте экономического роста из-за китайско-американской торговой войны. Акции Alibaba с начала года потеряли 11%.
Что все это значит для Украины? Напрямую никакого влияния потрясения американских и азиатских фондовых рынков на нас не окажут. Но на рынке становится больше свободных денег, которые ищут себе применения, в том числе и на инвестиционных рынках с довольно высокой степенью риска - но и высокой доходностью. Украинский рынок относится как раз к таким, так что тоже может рассчитывать на свою долю "прибавки". Против нас тут работает только общая неразвитость отечественного фондового рынка.