• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Серые сделки. Как получается, что русские танки в Сирии уничтожают белорусским оружием

"Мы, белорусы, — мирные люди" — говорится в первой строчке белорусского гимна. Но при этом небольшая северная соседка Украины с конца 90-х входит в число крупнейших торговцев оружием и военной техникой

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

И продает Беларусь уже не старые советские запасы, а новейшие высокотехнологичные разработки.

В Объединенных Арабских Эмиратах, в Абу-Даби, с 17 по 21 февраля проходит 14 Международная выставка военной техники и вооружения IDEX-2019. Нынешнее мероприятие собрало более 1300 компаний из 62 стран мира, которые представляют на нем перспективные оборонные технологии, системы и оборудование.

IDEX — одна из крупнейших международных выставочных площадок военной техники и вооружений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, она проходит под патронатом президента ОАЭ. А еще у IDEX есть немного своеобразная репутация: на ней торгуют друг с другом оружием страны, которые сложно заподозрить в приверженности к идеалам свободы и демократии, не говоря уже о религиозной толерантности. Своего рода "междусобойчик диктаторов и воинов за веру", как иногда иронизируют западные СМИ.

Наше внимание привлек другой регулярный участник престижного оружейного салона в Абу-Даби — Беларусь.

Современная техника и высокие чиновники

Еще лет 10–20 лет назад страны третьего мира в финансовом плане могли себе позволить закупки разве что старого советского оружия, боеприпасов и военной техники образцов второй половины ХХ в. Так что в 90-х и Украина, и Беларусь выбросили на мировой рынок просто ошеломительное количество военного хлама со старых советских складов. Украина за эту свою щедрость поплатилась в 2014-м, когда оказалось, что для реальной войны снаряжения не хватает, а вырученные от военной торговли деньги по большей части просто украдены.

В Беларуси все иначе: во-первых, ресурсов для продажи там было куда больше. Не стоит удивляться: в Советском Союзе именно БССР была "базой тылового снабжения" и "ремонтным цехом" всей Западной группы войск, то есть советской военной армады в странах Европы. Во-вторых, в Беларуси деньги от продажи советской амуниции не только разворовывались, а шли отчасти на затыкание дыр в бюджете, а отчасти на модернизацию и развитие военных предприятий, доставшихся стране в наследство от СССР.

Реклама на dsnews.ua

В результате уже в 2000-х Беларусь смогла выйти на мировой рынок с собственными разработками в сфере военной техники. И занять там уникальную нишу: с одной стороны, белорусские изделия достаточно дешевы, с другой — высокотехнологичны, как минимум уровня "не стыдно показать".

Вот и сейчас в Абу-Даби белорусы показывают разработки в области автоматизированных систем управления войсками оперативного уровня и оружием в тактическом звене, средств огневого поражения, робототехники воздушного базирования, оптическое и оптико-электронное оборудование, передовые системы радиолокации и средств радиоэлектронной борьбы (в том числе с беспилотниками), системы и средства связи, колесную и гусеничную легкобронированную технику. Всего ВПК Беларуси представляют 13 предприятий.

Минский завод колесных тягачей представил танкотранспортеры МЗКТ-741351 + МЗКТ-999421 с боевыми машинами (танк Leclerc и БМП-3). Конструкторское бюро "Дисплей" — новые разработки боевых модулей серии "АДУНОК". ОАО "АГАТ-системы управления" — радиорелейную станцию "Сосна-2" и станцию тропосферной связи "Горизонт". Холдинг "БелОМО" — новый оптико-электронный и радиолокационный комплекс контроля наземной и воздушной обстановки Zorki, который позволяет обнаруживать небольшие беспилотники типа квадрокоптер Phantom 3 на дальности около 3 км.

Однако ничего особенно выдающегося в белорусской экспозиции на этот раз нет. На проводящейся раз в два года в Минске выставке MILEX демонстрируется куда больше достижений белорусской оборонки. И поэтому особенно удивительным выглядел состав делегации, отправившейся в ОАЭ. Ее возглавили сразу два высокопоставленных чиновника: министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков и председатель Госкомвоенпрома Роман Головченко. Второе ведомство объединяет под своей крышей все белорусские предприятия, производящие военную технику, а также торгующие оружием, обслуживающие и модернизирующие и т. д.

Понятно, что поехали они туда явно не для того, чтобы "толкать" белорусские прицелы или машины по перевозке танков. Тем более что СМИ уже сообщили о переговорах белорусов с руководством вооруженных сил ОАЭ и Саудовской Аравии, военной промышленности Египта и прочих стран. Национальный стенд ВПК Беларуси ради переговоров посетили замминистра обороны Саудовской Аравии Мохаммад бин Абдулла аль-Айеша, министр обороны ОАЭ Мохаммед Ахмед аль-Боварди аль-Фаласи, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов и гендиректор АО "Рособоронэкспорт" Александр Михеев, министр военной промышленности Египта Мохаммед Аль Ассар и министр обороны Судана Авад Мохаммед Ахмед ибн Ауф.

Посмотрев на происходящее, наблюдатели вспомнили о том, что белорусская история военной торговли полна "темных" и "странных" сделок.

Ненаписанная история тайных сделок

После 2014 г. белорусские производители военной техники в значительной степени лишились своего главного рынка — России. Их предприятия были интегрированы еще в советские цепочки производства вооружений, поэтому и после 1991-го стабильно поставляли продукцию в РФ.

Но в 2014-м россияне разом лишились поставок узлов и комплектующих из Украины, после чего было принято стратегическое решение на 100% технику производить на территории РФ. Это сильно ударило по белорусским предприятиям, хотя многое из их продукции россияне так и не научились выпускать. Например, тяжелые колесные шасси для ракет, которые производит минский МЗКТ. Россияне попытались купить весь завод, но Лукашенко категорически отказался его приватизировать.

Однако "провал" по поставкам в Россию надо было чем-то закрывать, и даже довольно активного сотрудничества с Украиной здесь было явно мало. Именно с этого времени в СМИ начала появляться информация о том, что через официальный Минск проводится все больше серых оружейных сделок. То есть тех, проводить которые "солидным" государствам как бы и неприлично, но очень хочется. А тут "последняя диктатура Европы", какой с нее спрос... К тому же белорусские сделки с оружием традиционно непрозрачны, а всех международных проверяющих в Беларуси имели в виду. В Минске даже американского посла нет, какое уж тут "мнение мирового сообщества".

Пример — всплывший в 2015 г. скандал с поставками советского оружия сирийским повстанцам, воюющим против Башара Асада. Как оказалось, США закупали оружие в Беларуси через болгарских посредников, после чего оно уходило в Сирию. Где в том числе жгло российские танки: речь идет, в частности, о противотанковых системах 9K111 "Фагот" и 9K115 "Метис".

Американские инструкторы даже ездили в Беларусь учиться обращению с этим оружием. Один из них — 41-летний Фрэнсис Норвилло — погиб при этом, из-за чего в итоге вся история всплыла на поверхность. Маленький нюанс: в США действует запрет на торговлю оружием с Минском. Но факт покупки оружия в Беларуси признали в командовании специальных операций США.

Описанный случай — только один, а вообще за последние годы, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), по различным "непубличным" контрактам современное оружие из Беларуси расходилось по всей Северной и Центральной Африке, Ближнему Востоку и Средней Азии. Немалые поставки шли и в Латинскую Америку.

Вполне вероятно, что и нынешние представительные переговоры белорусской делегации в Абу-Даби — часть белорусской теневой торговли оружием и военной техникой.

    Реклама на dsnews.ua