Кто предъявит счет НБУ
Окружной админсуд г. Киева признал Национальный банк причастным к банкротству Укргазпромбанка (был объявлен регулятором неплатежеспособным в апреле 2015 г. и отправлен на ликвидацию в сентябре). В частности, 14 марта суд удовлетворил иск ООО "Торговый дом "САНКО" к НБУ, признав противоправной бездеятельность банковского регулятора в период с ноября 2014-го по апрель 2015 г. Суд сделал вывод, что НБУ не предпринял "адекватные, немедленные и решительные действия", чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации в Укргазпромбанке. Служители Фемиды также признали, что центробанк не сделал все возможное для обеспечения защиты "законных интересов вкладчиков и кредиторов относительно сохранения средств" на счетах Укргазпромбанка.
Подобные обвинения в адрес регулятора звучат не впервые. Еще в 2015 г. суд удовлетворил иск пострадавшего вкладчика Брокбизнесбанка — компании "Евротранском", также признав противоправной бездеятельность Нацбанка. По этому делу регулятор уже успел проиграть и апелляцию, и кассацию. "НБУ обращался в Верховный суд, однако Коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ не приняла в производство ходатайство регулятора. Соответствующее определение Верховного суда обжалованию не подлежит", — рассказал ассоциированный партнер АО "Скляренко, Сидоренко и Партнеры" Юлия Стусенко. Теперь в центробанке, скорее всего, попробуют оспорить и решение Окружного административного суда относительно причастности к банкротству Укргазпромбанка. Что из этого выйдет, будет видно уже в ближайшие месяцы.
"Если решение Окружного админсуда вступит в законную силу и будет поддержано вышестоящими судебными инстанциями, оно станет существенным аргументом для вкладчиков при подаче ими исков к НБУ о возмещении ущерба и компенсации средств, хранившихся на счетах в Укргазпромбанке", — полагает Юлия Стусенко. По данным регулятора, по состоянию на 1 июля 2015 г. на счетах финучреждения находилось 482,1 млн грн. средств физлиц (из них ФГВФЛ уже выплатил 212,5 млн грн.), и 211,9 млн грн. юрлиц.
Правда, на практике добиться от центробанка возмещения потерь клиентам Брокбизнеса и Укргазпромбанка вряд ли удастся. В законе "О Национальном банке Украины" действительно содержится положение, согласно которому признание бездеятельности НБУ противоправной может быть основанием для возмещения причиненного ущерба (ст. 64-10). "Эта статья появилась в законе не так давно — в июне 2015 года (закон №541-VIII от 18.06.2015 г.). Учитывая, что, согласно Конституции Украины, закон не имеет обратной силы, ответственность НБУ наступит только за те случаи бездеятельности, которые произошли уже после вступления этой нормы в силу, а именно - с 10 июля 2015 года", — говорит адвокат, директор департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов. Ни Брокбизнесбанк, ни Укргазпромбанк под этот критерий не подпадают.
Зато в него может вписаться множество других финучреждений, признанных неплатежеспособными уже во второй половине 2015-го — начале 2016 г.
По его мнению, учитывая, что ВАС Украины уже высказал свою позицию в аналогичном споре, а также при наличии достаточной доказательной базы вероятность выигрыша вкладчиками спора о признании бездеятельности НБУ противоправной весьма высока.
Речь идет прежде всего о клиентах банков-банкротов, на чьих счетах хранились суммы более 200 тыс. грн. (вклады до 200 тыс. сейчас компенсируются из ФГВФЛ), а также юридических лицах. Основанием для подачи исков могут стать документально подтвержденные факты неосуществления НБУ надлежащих мер по защите интересов вкладчиков и иных кредиторов банков. В том числе и факты нарушения сроков проведения инспекционных проверок НБУ, сроков уведомления банков об установлении их рейтинговой оценки, непринятии регулятором мер воздействия на такие банки (предусмотрены положением, утвержденным постановлением Правления НБУ №346 от 17.08.2012).
Но вот получить реальную денежную компенсацию от центробанка будет не так просто. "Для этого вкладчику нужно будет доказать прямую причинно-следственную связь между ущербом, нанесенным конкретному лицу, и действиями (бездействием) НБУ. На мой взгляд, это довольно сложно и очень зависит от обстоятельств дела", — говорит Олег Дерлюк, старший юрист ICF legal service. Скорее речь может идти об ответственности за ущерб, причиненный банку вследствие действий или бездействия регулятора. Так что взыскать убытки с НБУ могут попытаться акционеры финучреждений.
По мнению экспертов, если вкладчикам все же удалось бы отсудить у регулятора потерянные средства, выплачивать компенсации тому пришлось бы за счет собственных средств (а деньги у регулятора водятся: только в 2015 г. он перечислил в госказну 61,8 млрд грн.) либо прибегнуть к помощи госбюджета. Ведь речь может идти не об одном десятке миллиардов гривень. К примеру, только на счетах банка "Финансы и кредит", который, кстати, был признан неплатежеспособным уже в сентябре 2015 г., на счетах юрлиц находилось 4,24 млрд грн. (по состоянию на 1.10.2015). "В крайнем случае придется принимать отдельный закон и начинать историю "Сбербанк СССР №2", — предположил один из банкиров.