Извольте заплатить. Почему Польша выставила Васадзе счет на $70 млн
Польские власти потребовали от украинского производителя автомобилей - "Запорожского автомобилестроительного завода" (или ЗАЗ) уплатить им более четверти миллиарда злотых (это около $70,5 млн) компенсации за невыполнение инвестиционных обязательств, которые украинский производитель взял на себя при покупке польского автомобилестроительного завода FSO в Варшаве.
В суд за компенсацией от украинской стороны обратилось Министерство развития Польши при поддержке Генеральной прокуратуры. Польские власти напомнили ЗАЗу и его владельцу Тариэлу Васадзе о сделке 12-летней давности - в 2005 г. тот приобрел польский завод FSO всего лишь за символические 100 злотых (это около 23 евро), но в обмен должен был сохранить и увеличить производство автомобилей, обеспечить сохранность 2,2 тыс. рабочих мест и начать производство новой модели авто.
Однако ничего из обещанного ЗАЗу не удалось. Самостоятельно запустить выпуск новых моделей автомобилей у украинского владельца не получилось, а привлечь партнера для совместного выпуска автомобилей также не удалось. Поэтому Васадзе был вынужден остановить польское предприятие, выплатить работникам компенсации, часть территории предприятия продать, производственные площади сдать в аренду, а оборудование вывезти в Украину.
Корпорация "УкрАВТО", владеющая акциями ЗАЗа, все обвинения польских властей отвергает. По ее мнению, все обязательства перед правительством Польши были выполнены, о чем якобы даже есть письмо Казначейства Польши, датированное 2011 г., а также заключение независимого аудитора - компании Deloitte&Touche. "УкрАВТО" напомнила, что при покупке польского завода она выступила соинвестором вместе с General Motors, с которым собирались вместе выпускать легковые автомобили Chevrolet. Уже на следующий после покупки год с GM было подписано соглашение на производству Chevrolet Aveo, а еще через год - указанные Chevrolet AVEO начали сходить с конвейера.
"УкрАВТО" считает, что завод погубили не украинские собственники, а европейские власти - Еврокомиссия якобы установила лимит на производство автомобилей в странах ЕС, и на долю польского завода пришлось всего лишь 150 тыс. авто в год, тогда как для обеспечения минимальной экономической целесообразности следует выпускать минимум 220 тыс. авто в год. После установления лимита General Motors отказалось от этого проекта, а производство Chevrolet AVEO было перенесено в Украину.
При этом в "УкрАВТО" намекают, что нынешние претензии польских властей имеют скорее не экономическую, а политическую причину. "Претензии Государственного Казначейства Польши от нового националистического правительства являются беспочвенными и необоснованными", - сказано в комментарии компании.
Как бы там ни было, а украинской компании теперь придется доказывать свою правоту в польском суде.
Кто прав в нынешней ситуации, разобраться будет не просто. Например, непонятно, почему польские власти молчали в 2011 г., когда на заводе FSO остановилось производство Chevrolet AVEO, а 1,8 тыс. сотрудников были уволены. Почему никаких претензий не последовало после того, как некоторые цеха завода были снесены, а земля - выставлена на продажу. При этом польские газеты еще в 2011 г. писали, что сами власти Польши не очень-то способствуют сохранению производства на своем родном заводе - земельные налоги были повышены, а профсоюзы берут за горло владельца автозавода.
Зачем вообще украинскому производителю автомобилей был нужен завод в Польше? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что собой представлял украинский автомобильный рынок в те годы. Продажи автомобилей на украинском рынке за 2005 г. (по сравнению с 2004-м) выросли на 25%, а на следующий год рынок вырос еще на 35% - в тот год было продано 370 тыс. автомобилей. Если ваш бизнес растет на 25% в год, а в следующем году - еще на треть, то очень легко получить "головокружение от успехов".
Вполне возможно, что Васадзе подумал, что сможет зарабатывать столь же успешно не только за счет продажи автомобилей в Украине, но и на европейском рынке. Однако, как показывает практика, украинские автопроизводители за все эти годы так и не смогли наладить собственное производство качественного авто, которое бы полюбил рядовой украинец. Сегодня производство автомобилей на ЗАЗе находится в глубокой яме - мощности сборочных конвейеров используются едва ли на 10-15%. И причина проста - украинцы предпочитают купить даже авто с номерами европейской регистрации, но не тратиться на отечественный продукт.