Игорь Петрашко: Золотовалютные запасы НБУ - это фиктивные резервы
Вчера глава Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили, выступая в эфире радио Эра ФМ, высказался против сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. "Чем больше мы ничего не будем делать, тем больше МВФ будет выставлять условия. Для нас идеальная ситуация, чтобы МВФ вообще здесь не было", - заявил он. Такой подход в корне противоречит позиции Минфина и НБУ, которые уверяют, что без денег кредитора отечественную экономику и украинскую валюту ожидает коллапс. О том, нужны ли Украине кредиты МВФ и оптимальных условиях сотрудничества с кредитором "ДС" беседовала с руководителем клуба реформ "Экономическая альтернатива" Игорем Петрашко.
"ДС" Игорь, считаете ли Вы что Украина больше не нуждается в сотрудничестве с фондом?
И.П. Я абсолютно согласен, что программа МВФ в том виде, в котором она изначально задумывалась, потерпела фиаско. Давайте вспомним, что было в 2014 году, когда правительство подписывало программу с фондом. На тот момент никто не мог предвидеть такого коллапса украинской экономики, который мы видим сейчас, такого сокрушительного развала финансового, банковского сектора, настолько стремительной девальвации гривни и т.д. Два года назад озвучивались прогнозы о росте украинского ВВП, и предполагалось, что транши МВФ станут сигналом для других кредиторов и инвесторов. Речь шла о возможности Украины получить пакет финансовой помощи общим объемом $40 млрд, из которых $17,5 млрд должен был дать МВФ, остальное - другие инвесторы. К сожалению, этот план не сработал. Экономика страны падает, ни внутренние, ни внешние инвесторы не проявляют к ней интереса, экономический курс остается неопределенным - никто в стране не знает, какую экономику мы хотим построить. Нет перестройки и на государственном уровне - ни антикоррупционных реформ, ни реформ судебной системы и т.д. Поэтому нынешняя программа с МВФ нам не нужна.
"ДС" Но можем ли мы обойтись без средств МВФ, особенно сейчас, когда гривна обесценивается, приток экспортной выручки сокращается, а инвестиций нет?
И.П. У нас не любят вспоминать о том, что львиная доля средств, которые нам выделяет кредитор, не может быть использована на поддержку курса гривни.
Деньги МВФ просто лежат на депозите в Нацбанке, а Украина платит по ним проценты. И все потому, что изначально пользоваться этими средствами никто не планировал, поскольку никто не мог предвидеть нынешней плачевной ситуации. Поэтому действующую программу нужно остановить и возобновить сотрудничество с кредитором уже на новых условиях.
"ДС" Т.е. получается, что сейчас гривна будет обесцениваться и с деньгами МВФ, и без них?
И.П. Абсолютно верно. Если НБУ может потратить на поддержку нацвалюты менее $1 млрд, он никак не сможет препятствовать ее девальвации. Ослабление курса гривни также будет следствием и политического кризиса. Если на этой неделе правительство отправят в отставку, на валютном рынке начнется паника, национальная валюта будет слабеть. Но даже если правительство останется, причин для оптимизма я не вижу. Дело в том, что сейчас на лицо все фундаментальные факторы для обесценивания нацвалюты, которых не было еще 1-2 года назад. Объем гривни в экономике существенно превышает объем самой экономики. Если раньше объем экономики достигал $180 млрд, то сейчас - только $70 млрд, и этот показатель продолжает уменьшаться.
"ДС" А как же Украине справляться с погашением внешних долгов?
И.П. Я не сказал, что нам нужно вообще отказаться от кредитов МВФ. Но мы должны начать переговоры с кредитором о новой программе. Один из вариантов - разморозить те $13 млрд, которые сейчас есть в резервах, чтобы Украина могла ими воспользоваться для стабилизации нацвалюты и прочих целей. Другой сценарий - вернуть МВФ уже полученные транши, которые сейчас "заморожены", и договариваться о новой программе - под инвестиционные проекты, стабилизацию валютного рынка, банковского сектора и т.д. Главное, чтобы была возможность целевого использования этих средств.
"ДС" Одна из целей кредитов МВФ - дать Украине возможность погасить прежние займы. Но в ближайший год крупных выплат по внешнему долгу не предвидится. Где гарантия, что отказавшись от сотрудничества, украинское правительство сможет вынудить кредитора к подписанию новой программы на более выгодных условиях?
И.П. Уверен, что именно так все и произойдет. Но правительство должно отстаивать интересы Украины, а не кредитора. МВФ не будет заинтересован в реализации такого сценария. Но никто не может запретить Украине прекратить сотрудничество досрочно в одностороннем порядке, вернув фонду ранее предоставленные транши. То, что МВФ заставил нас держать эти средства на депозите - хорошо и плохо одновременно. Плохо потому, что мы не можем воспользоваться этими деньгами для стабилизации ситуации на валютном рынке, для стимулирования развития экономики. Хорошо потому, что у правительства есть возможность одним махом вернуть кредит, прекратить сотрудничество на невыгодных условиях и начать с чистого листа.
"ДС" Если подписание новой программы отложится на неопределенное время, какими будут последствия для экономики?
И.П. Конечно, нельзя сначала вернуть деньги, а потом вести с кредитором переговоры. Надо уже сейчас готовить почву для новой программы. Не надо забывать, что МВФ тоже заинтересован в сотрудничестве с Украиной. Это международная организация, где самую весомую долю имеют США. И в силу специфики своей деятельности МВФ и так накопил массу негатива по всему миру. Поэтому провал программы в Украине для него репутационно мало допустим. Т.е. не только Украина зависит от МВФ, но и МВФ от Украины. Уверен, что у нас есть все шансы с ним договориться.
Полную версию интервью с Игорем Петрашко читайте в следующем номере ежемесячника "Власть Денег"