• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Во временное пользование. Как Украина отдаст в чужие руки свои порты и вокзалы

Если принятый закон о концессии заработает так, как рассчитывают его авторы, государство получит неплохой источник дохода
Херсонский морской торговый порт отдадут в концессионное управление. Фото: Shutterstock
Херсонский морской торговый порт отдадут в концессионное управление. Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №1046 о концессии. В нем, в частности, прописаны условия привлечения частного капитала к управлению госимуществом.

До сих пор вопросы концессии регулировались четырьмя различными законами, противоречащими друг другу, что не позволяло государству получать значительную долю дохода от распоряжения своим имуществом. По этой причине президент Владимир Зеленский определил проект закона как неотложный и поручил принять его до 1 октября. Депутаты послушались, и в первом чтении проект был принят 13 сентября, после чего оперативно доработан.

В пояснительной записке указано, в частности, что применение механизма концессии позволит государству привлечь значительные частные инвестиции для модернизации и повышения эффективности использования инфраструктурных объектов (морские и речные порты, дороги, аэропорты).

Напомним, что Зеленский поручил Мининфраструктуры провести первые пилотные конкурсы по передаче в концессию порта "Ольвия" и Херсонского морского торгового порта до 1 января 2020 г. О принятии необходимого для этого законодательства глава государства говорил еще в августе в ходе визита в Турцию.

Что отдадут в концессию?

Какие объекты Украина может отдать в концессионное управление? Во-первых, порты "Ольвия" и "Херсон", которые Владимир Зеленский упоминал во время своего визита в Турцию и о передаче которых в концессию экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян говорил еще в 2018 г.

Проект в порту "Ольвия" предусматривает передачу концессионеру на 35 лет целостного имущественного комплекса, включающего имущество ГП "Стивидорная компания "Ольвия", имущество ГП АМПУ, а также объекты, специально построенные в соответствии с условиями концессионного договора при условии взятия концессионером на себя определенных инвестиционных обязательств. По данным Мининфраструктуры, проект в порту "Ольвия" будет способствовать привлечению инвестиций в размере до 17,3 млрд грн и увеличению поступлений в бюджеты различных уровней до 58 млрд грн за весь период действия договора концессии, в том числе поступлений от концессионных платежей — до 19,5 млрд грн.

Реклама на dsnews.ua

В "Ольвии" концессионер должен будет построить новый зерновой терминал мощностью 2 млн т в год. Размер фиксированного концессионного платежа составит $3 млн в год. Эта цифра — усредненный показатель отчислений в бюджет от деятельности госстивидора за последние три года.

Проект в порту "Херсон" будет способствовать привлечению инвестиций в размере около 1,37 млрд грн и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней до 14,3 млрд грн за весь период действия договора концессии, в том числе поступлений от концессионных платежей — до 2,8 млрд грн, утверждают в Мининфраструктуры.

Принцип тот же, что и в "Ольвии", только срок концессии 30 лет. Сумма обязательных инвестиций в первые пять лет составляет $8,2 млн с перспективой их увеличения на всем протяжении концессии до $25,8 млн. Главная инвестиционная составляющая будет направлена не на строительство терминала, а на обновление перегрузочного оборудования и модернизацию складов, потому что порт универсальный.

Сложно сказать, как изменятся планы после столкновения с реальностью. Пока чиновники демонстрируют оптимизм. По словам замминистра инфраструктуры Юрия Лавренюка, концессионными проектами ГП "Стивидорная компания "Ольвия" и ГП "Херсонский морской торговый порт" заинтересовались 46 компаний, в том числе 11 иностранных.

Во-вторых, в концессионное управление могут быть отданы железнодорожные вокзалы Хмельницкого и Николаева.

О пилотном проекте "Укрзалізниці" еще в марте рассказал глава компании Евгений Кравцов. "Мы уже в этом году запускаем пилотный проект по концессии двух вокзалов — это Николаевский и Хмельницкий. Они как раз не слишком маленькие и не слишком большие. И оба нуждаются в расширении и реконструкции", — отметил Кравцов. По его словам, УЗ хотела привлечь к процессу ЕБРР и Всемирный банк, чтобы провести проверки и подготовить техническую документацию.

Ранее в УЗ отмечали, что ж/д вокзалы убыточны, на их содержание "Укрзалізниця" тратит 0,5 млрд грн в год. Именно поэтому появилась идея отдать вокзалы в концессию. Это значит, что бизнес может получить вокзалы в распоряжение на 20–30 лет взамен на их модернизацию. Для передачи в концессию вокзалы планировали сгруппировать и передать в отдельную структуру в составе УЗ.

Третий значимый объект для концессии — морской торговый порт (МТП) "Южный".

Мининфраструктуры согласовало ТЭО концессии ГП МТП "Южный" — государственной стивидорной компании, которая имеет самые глубоководные причалы в Украине. В Ассоциации морских портов Украины (АМПУ) говорят, что порт "Южный" пойдет во второй волне передачи объектов в концессию. Это самый большой государственный портовый оператор в Украине, он стратегический в плане развития отрасли, потому как работает с экспортными грузами и с импортом угля. АМПУ планирует довести его операционную глубину, согласно ранее утвержденному Кабмином проекту, до 21 м.

Закон о концессии может коснуться и одного из "золотых тельцов" Украины — государственной компании НАК "Нафтогаз України". Еще в январе нынешнего года ее председатель правления Андрей Коболев заявил, что Украина может сохранить транзит путем передачи газотранспортной системы Украины (ГТС) в концессию.

"Верховная Рада должна согласовать концессию, имущество остается в государственной собственности... Я думаю, что если мы объясним ВР, что концессия и привлечение международного партнера — это путь транзита по территории Украины, то вероятность этого высока. Собственность на украинскую ГТС — я в это не верю. Концессия — я считаю, что это более вероятный путь, по меньшей мере. И второй важный вопрос — это привлечение международного партнера. Есть желающие партнеры. Концессия — это не собственность", — сказал он.

Глава госкомпании добавил, что государство должно оставить за собой право забрать активы, переданные в концессию, в случае нарушения договора или невыполнения инвестиционных обязательств, а также если новый оператор собственности не приносит дохода.

Вполне вероятно, что такая инициатива выдвигалась в качестве альтернативы анбандлингу — разделению НАК на компанию — транзитера газа и компанию — торговца голубым топливом. Однако теперь уже точно известно, что анбандлинг будет проведен до конца нынешнего года. И даже если сейчас появится юридическая возможность отдать ГТС в концессию, решать этот вопрос, скорее всего, будут уже совсем другие люди.

Мнения экспертов

Несмотря на то что законопроект уже принят и вот-вот обретет силу закона, из-за высокой скорости его принятия, как оказалось, большинство экономистов еще в этом законе не разобрались. А потому дают достаточно общие комментарии.

"Концессия — это привлечение частного капитала к эффективному пользованию госимуществом. Следовательно, это является формой государственно-частного партнерства, за которую всегда ратовал украинский бизнес. Власть и бизнес должны быть отделены друг от друга, но в задачах развития экономики, улучшения инфраструктуры, эффективной деятельности предприятий — от портовой отрасли до дорожной инфраструктуры — они должны объединять свои усилия, — пояснил "ДС" вице-президент УСПП, глава наблюдательного совета "МТИнвест" Мирослав Табахарнюк. — Поэтому к закону №1046 мы относимся положительно. В случае широкого применения механизма государственно-частного партнерства это может стать нефинансовой государственной поддержкой инвесторам, и тут нас больше всего интересуют возможности для национального бизнеса".

По мнению эксперта, для эффективного использования закона необходимо восстановление доверия к государству как партнеру. Затем — первые истории успеха. Инвесторы (и украинские, и западные) прогнозируемо будут заинтересованы в том, чтобы вкладываться в концессии, но когда будут четкие и прозрачные "правила игры" на длительную перспективу. Если все получится, то инициатива должна принести создание новых рабочих мест и оживление деловой активности на внутреннем рынке.

"Эффективное использование любого объекта собственности возможно только тогда, когда тот, кто им распоряжается, заинтересован в том, чтобы получать максимальную текущую доходность, то есть предоставлять с помощью этого объекта максимум товаров и услуг потребителям. (Если речь идет о лесном массиве, то управляющий должен быть заинтересован поставлять как можно больше древесины, лесоматериалов тем, кто желает их купить.) Кроме того, эффективность использования объекта предполагает заинтересованность управляющего этим объектом в повышении его капитализации. (Если речь идет о лесном массиве, то управляющий должен быть заинтересован в постоянном увеличении числа и качества деревьев этого леса.) Соблюдение такого сложного баланса между интенсивным использованием (изнашиванием) объекта и его активным восстановлением и развитием может обеспечить только частный собственник", — сказал в комментарии для "ДС" директор Института свободной экономики Михаил Чернышев.

Закон о концессиях, без сомнения, очень нужный и своевременный для Украины. Если он будет работать так, как задумано, доходная часть бюджета заметно вырастет. Вот только тут у правительства появляется соблазн: подменить концессиями приватизацию. Ведь механизм концессии позволяет и деньги на текущие нужды получать, и с собственностью не расставаться.

    Реклама на dsnews.ua