• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Сумеет ли Путин отстоять Одесский НПЗ

Стартовавший на днях процесс банкротства крупнейшего завода Курченко открывает возможности для его окончательного выхода из орбиты финансистов Путина
Фото: dumskaya.net
Фото: dumskaya.net
Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе в Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей была официально внесена запись о начале банкротства ПАО "Одесский нефтеперерабатывающий завод". По данным "ДС", решение суда об этом было вынесено 11 января, в роли инициатора выступило крупнейшее энергопоставляющее предприятие Одесской области "Одессаоблэнерго". Соответствующий иск энергокомпания подала еще в ноябре прошлого года, после чего аналогичные требования к должнику предъявила и Государственная фискальная служба. Однако налоговикам не удалось достичь своей цели — их заявление суд даже не стал рассматривать из-за того, что истец умудрился неверно указать название ответчика.

Как известно, "Одессаоблэнерго" входит в орбиту группы VS Energy, контроль над которой приписывается россиянам — президенту футбольного клуба ЦСКА (Москва) Евгению Гинеру и депутату Госдумы РФ от "Единой России", голосовавшему за незаконную аннексию Крыма, Александру Бабакову. Впрочем, несмотря на это, говорить о том, что россияне взяли в свои руки управление процессом банкротства Одесского НПЗ, не приходится. Как выяснила "ДС", распорядителем имущества должника суд назначил арбитражного управляющего из Днепропетровской области Дмитрия Проскурина. Последний известен как ликвидатор Днепродзержинского завода цветных металлов — некогда крупнейшего в стране специализированного производителя платины, палладия, родия и золота из вторичного сырья. На эту должность Проскурин назначен  был в декабре 2014 г. с подачи Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в сферу управления которого входит завод цветных металлов. Поэтому есть все основания считать его человеком, который будет как минимум "сильно прислушиваться" к мнению ведомства Владимира Демчишина относительно дальнейшей судьбы Одесского НПЗ.

С 2013 г. мажоритарным акционером указанного предприятия, способного перерабатывать 2,8 млн т нефти в год, остается зарегистрированная на Кипре компания Empson Limited. Ее изначально было принято включать в орбиту группы ВЕТЭК харьковского "золотого мальчика" Сергея Курченко. Исполнительным директором предприятия с мая прошлого года работает близкий к нему менеджер Юрий Гапоченко. Однако, по слухам, реальным фактическим владельцем завода с 2014 г. является подконтрольная властям РФ группа ВТБ, в залоге которой уже два года находится целостный имущественный комплекс предприятия, включая земельный участок площадью 59 га. Имущество оказалось у россиян после того, как ряд иностранных фирм Курченко получил кредит в ВТБ Банке на сумму более $350 млн (договоры ипотеки с НПЗ, выступившим поручителем должников, были подписаны в конце февраля 2014 г., сразу после крушения режима Януковича).

Даже если заявка ВТБ будет принята в полном объеме, процесс распоряжения имуществом, как показывает украинская практика, может затянуться на долгие годы, так и не дойдя до этапа формирования реестра. А за это время завод вполне может накопить еще большую задолженность перед тем же "Укртранснефтепродуктом" или структурами, близкими к его кураторам

Однако уже в апреле Печерский суд Киева наложил арест на это имущество с подачи Главного следственного управления МВД Украины, расследовавшего махинации группы ВЕТЭК. Тогда же были арестованы 75 тыс. т нефтепродуктов Одесского НПЗ, реализация которых в дальнейшем через государственное предприятие "Укртранснефтепродукт" ("дочка" Минэнергоугля) вызвала громкий скандал. А уже в декабре прошлого года — незадолго до начала банкротства предприятия — стало известно, что указанное ГП "приняло в оперативное управление Одесский нефтеперерабатывающий завод". Сделано это было на основании распоряжения Минэнергоугля, основанного на определении Приморского районного суда Одессы от 13 ноября 2015 г.

В этом свете процесс банкротства Одесского НПЗ, который сейчас ведет дружественный Министерству энергетики и угольной промышленности человек, может сыграть на руку украинским властям. Ведь именно от распорядителя имущества нефтеперерабатывающего завода зависит формирование реестра требований кредиторов к должнику, а этот процесс имеет свои особенности, особенно при отсутствии должного уровня лояльности арбитражного управляющего к крупнейшему заявителю. И даже если заявка кредитора в итоге будет принята в полном объеме, процесс распоряжения имуществом, как показывает украинская практика, может затянуться на долгие годы, так и не дойдя до этапа формирования реестра. А за это время завод вполне может накопить еще большую задолженность перед тем же "Укртранснефтепродуктом" или структурами, близкими к его кураторам. К числу которых ряд СМИ относит нардепа от "Народного фронта" Сергея Пашинского и близкого к нему бизнесмена, владельца топливной группы "Фактор" Сергея Тищенко.

    Реклама на dsnews.ua