Труба в никуда. Почему "Газпром" продолжает строить "Турецкий поток"
Россия уходит с турецкого рынка газа. Российский "Коммерсант" сообщил, что Газпромбанк продает свою долю в размере 40% в компании Promak, которая, в свою очередь, владеет контрольным пакетом акций (60%) двух основных импортеров российского газа в Турцию — компаний Enerco и Avrasya.
Компания Promak была создала Газпромбанком и турецким трейдером газа Akfel Holding в 2014 г. Изначально планировалось, что через два года после ее создания российский банк полностью выкупит долю партнера, а "Газпром" приобретет 50% компании Akfel gas, которая входит в Akfel Holding. Это должно было принести "Газпрому" контроль над 16% всего газового рынка Турции и обеспечить две трети поставок голубого топлива на турецкий рынок.
Однако проект закрепления россиян на турецком рынке застопорился с подачи самих турок — сначала их антимонопольные органы не одобрили сделку с "Газпромом", потом турецкие власти национализировали Akfel Holding, которую подозревали в финансировании организации Фетхуллаха Гюлена. Поэтому россияне решили избавиться от неустойчивых активов.
Ранее "Газпром" уже заявлял, что намерен продать еще один турецкий газовый актив — компанию Bosphorus gas. И это решение было принято из-за недружественной политики турецких властей к российскому капиталу, в результате чего Bosphorus gas по итогам прошлого года принесла россиянам 100 млн евро убытков.
Примечательно, что об окончательном уходе россиян с турецкого рынка стало известно буквально через неделю после другого события, которое должно было продемонстрировать укрепление и углубление турецко-российских газовых отношений: 23 июня Путин на трубоукладочном судне Pioneering Spirit "благословил" строительство газопровода "Турецкий поток", по которому россияне планируют поставлять свой газ для потребностей турецкой экономики.
На этой церемонии следует остановиться поподробнее, поскольку в ней, как в капле воды, отражается вся суть проекта "Турецкий поток". Журналист в смачных деталях живописует весь ход "благословления": тут и самое большое в мире строительное судно, и кают-компания размером с половину футбольного поля, и роскошные столовые приборы... Всем этим остался доволен российский президент, который в телефонном разговоре с Эрдоганом, словно маленький мальчик, эмоционально делился радостью от того, что он дает старт прокладке глубоководной части газопровода и совместные с Турцией проекты движутся вперед поистине семимильными шагами. "Только осенью мы подписали межправительственное соглашение о начале строительства "Турецкого потока", и вот..." — радовался глава российского государства.
Однако на поверку все это торжество российско-турецкой газовой дружбы является большой потемкинской деревней. Оказалось, что хотя "Газпром" уже ведет укладку труб по дну моря, многие базовые принципы проекта "Турецкий поток" до сих пор остаются несогласованными. Торжество дружбы обесценил сам Путин. "Нам предстоит согласовать еще несколько вещей: точку входа, проход по территории Турции, вопросы экологической безопасности", — сказал он в телефонном разговоре с турецким президентом.
Эти слова фактически означают, что самый большой трубоукладчик в мире ведет прокладку труб в никуда — к месту, которое даже не определено. Где конкретно по территории Турции будет проходить первая нитка газопровода "Турецкий поток", также неясно, и дадут ли свое добро на проект турецкие экологи — неизвестно.
Но для российского руководства такие "мелочи" не имеют значения, ведь на самом деле абсолютно неважно, будет ли вообще реализован этот проект, а если и будет, то получит ли российский "Газпром" прибыль от его функционирования. Ведь главное для Путина, руководства "Газпрома" и друзей-подрядчиков — осваивать бюджеты, в том числе заложенные в "Турецкий поток". Поэтому строить газопроводы буквально в никуда — нормальное в их логике занятие.