• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Ё против Ї. Почему оккупанты меняют указатели

Победа над буквой І в Мариуполе – это не о непонимании чужого языка

Реклама на dsnews.ua

Захватывая поселения в СССР, Вермахт оперативно менял дорожные знаки — порой для этого даже создавались специальные группы. Это делалось не только для удобства ориентировки продвигаемых войск. Это была демонстрация доминирования. В боевых порядках войск и в оккупационных администрациях были немцы, владевшие русским — как правило, из числа эмигрантов и беженцев из бывшей империи Романовых. Но этого было мало, и к коллаборации приходилось привлекать местных. Однако языковой барьер считался временной проблемой: жизненное пространство на Востоке предназначалось для полной колонизации.

Смена дорожных знаков на оккупированных российскими войсками территориях – это о том же. О демонстрации права собственности через право силы. Тем более что победа над буквой I в Мариуполе – это не о непонимании чужого языка. Возвращение оккупированному поселку Никольское советского названия Володарское – притом что историческое название имеет русское происхождение (от Свято-Никольской церкви), а петроградский комиссар Володарский был волынским евреем – тем более. Как и бессмысленные – даже вредные для повестки дня Кремля – восстановления памятников Ленину: ведь будучи революционером, он является антигероем для нынешнего российского режима.

Офицер Вермахта рассматривает указатели в оккупированном Курске
Офицер Вермахта рассматривает указатели в оккупированном Курске

Это именно о диктате. О покорении через топонимику. О реколонизации.

В этом смысле "русский мир" является фактическим клоном нацистского Lebensraum, того самого "жизненного пространства", которое нужно было полностью зачистить от унтерменьшей и следов их культуры. Другое дело, что эта практика была типичной для России задолго до ее внедрения немцами. И оказалась намного успешнее – достаточно вспомнить хотя бы о судьбах народов Сибири, Алтая, Зауралья, Кавказа, Забайкалья. Тех самых, чья идентичность разрушена настолько, что они сегодня несут "русский мир" в Украину – при том, что сами ни культурно, ни этнически не могут претендовать на равенство в нем. От Николая I, одевшего всю страну в мундиры, русская, советская, а особенно постсоветская империя двигалась путем дальнейшей унификации. Культурного ландшафта, алфавитов, языков, литератур, образования, праздников и ритуалов, быта, населения. Нации как таковой – причем, несмотря на ранние большевистские эксперименты – не только в политическом, но и в этническом смысле. Отсюда принудительные переселения народов, массовые зачистки национальных элит, тотальная цензура и фальсификации истории.

Этот концепт очень четко сформулировал Иосиф Сталин: "Я не грузин, я русский грузинского происхождения". Ты можешь быть кем-либо, при условии, что ты – прежде всего "русский". Сорта и степени "русскости" имеют значение только в пределах России – в основном как основания для дискриминации. Успешные карьеры ряда манкуртов среди "слуг государевых" ее лишь усиливают, питая одновременно и неудовлетворение титульной нации ("ишь, чурки нерусские"), и стремление "чурок" все больше обрусеть.

Все эти практики используются против Украины и сейчас. Только учитывая, что колонизация – повторная, ресурсов в нынешней империи меньше, экономика разрушается, а время работает против режима – как любил говорить Путин, "на раскачку времени нет". К тому же, "стабильность" – это единственный ментальный наркотик, на котором в России сидят и власть, и массы. Абстиненция для нее – это всегда крушение. По этой причине, кстати, попытки модернизации России всегда терпели и будут терпеть поражение.

Реклама на dsnews.ua

Но это уже другая тема. А возвращаясь к нашей – учитывая все это, методы реколонизации Украины куда более жесткие – и куда более широкие. На языковом, культурном и историческом фронтах будет становиться все жарче. И именно поэтому идеологические баталии вокруг Пушкина будут иметь не меньшее значение, чем боевые действия. Просто потому, что унификация как один из столпов российского имперского проекта распространяется на культуру не в меньшей степени, чем на вооруженные силы. Это полная противоположность разнообразию, лежащему в основе культур европейских и украинской в частности. Но я не удивлюсь, если в момент, которое кремлевская пропаганда определит как подходящий, маргинальный пока нарратив скажем, "русского писателя и художника Шевченко" станет за поребриком войдет в число ведущих. Но, в конце концов, это станет всего лишь очередной "спецоперацией" в рамках кампании Ё против Ї в войне Z.

    Реклама на dsnews.ua